Что нужно сделать игре. Как создать игру самому? Этапы создания игры

Создание собственной игры на компьютерную платформу – затратное занятие и для того, чтобы потраченные средства себя оправдали, необходимо руководствоваться следующими правилами :

Также для создания интересного и прибыльного продукта необходимо следовать тенденциям современного рынка. К примеру, на сегодняшний день с новой силой зародился жанр интерактивного кино.

Этапы создания компьютерной игры

Существует семь этапов создания игры, которые помогут сделать лаконичный и законченный продукт:

  • Создание концепта . На этом первом шаге команда придумывает концепцию игры, и проводит начальную проработку игрового дизайна.
  • Разработка прототипа . Важный этап проектирования любой игры – это создание прототипа. То, что хорошо выглядит «на бумаге», совершенно не обязательно будет интересно в реальности. Прототип реализуется для оценки основного игрового процесса, проверки различных гипотез, проведения тестов игровых механик, для проверки ключевых технических моментов.
  • Получение минимального результата . Под минимальным результатом подразумевается несколько, либо даже один полноценный уровень игры, в котором полностью реализован гемплей, графика и прочие составляющие. Необходим он для того чтобы дать оценку проделанной работе и исправить ошибки.
  • Закрытое бета-тестирование . Команде специалистов дают пройти игру, и они в свою очередь находя какие-либо баги и глюки, оценивают все составляющие игры и прочее.
  • Открытое бета-тестирование существует для реальных игроков, которые заинтересовались в проекте. Принять участие в открытом бета-тесте, может каждый игрок, который предварительно прошел регистрацию. На этом этапе геймеры высказывают свои пожелания, оценивают игру и ищут уязвимые места.
  • Релиз . Компания-разработчик презентует свой новый проект. Как правило, делается это на большой игровой конференции либо на закрытом показе, куда приглашаются журналисты и геймеры.
  • Продажа и поддержка своего продукта. Вот и завершающий этап. Продукт поступает на полки магазинов, а для того, чтобы его продвинуть необходимо придумать оригинальную рекламную кампанию, а также выпускать дополнительные продукты для долгосрочного поддержания интереса к игре (например, уникальные игровые наборы, специальные издания и прочее).

Языки программирования для создания игр

Для того чтобы создать крупный игровой проект необходимо пользоваться языком программирования ААА. Но, как правило, ААА – это лишь основополагающее “тело”, а для создания поистине интересных вещей потребуется несколько языков (например, Python, С++ либо SQL, которые являются более сложными и изучаются для создания большого открытого мира).

У некоторых пользователей, увлекающихся компьютерными играми, иногда возникает мысль о создании собственного проекта. Однако так просто его не реализовать, ведь одной идеи недостаточно. Как минимум придется освоить специальное программное обеспечение или онлайн-сервис, но в идеале надо будет запастись знаниями языков программирования. В рамках сегодняшней статьи мы продемонстрируем три возможных метода, позволяющих создать игру, а вы, отталкиваясь от увиденного материала, присмотрите подходящий вариант и начнете обучение.

Приведенные ниже руководства помогут только разобраться с принципом создания игр с помощью разных инструментов, они не являются универсальными или полноценными уроками, освоив которые, можно стать профессиональным разработчиком. Мы предлагаем использовать их как ознакомительное средство, наталкивающее на последующее обучение геймдеву.

Еще рекомендуем обратить внимание, что дальнейшая информация будет ориентирована именно на компьютерные игры. Если же у вас появилось желание делать мобильные проекты, советуем ознакомиться с другим материалом на нашем сайте, щелкнув на указанную далее ссылку.

Способ 1: Программы для создания игр

В первую очередь рассмотрим специальные программы, которые позволяют создать проект без навыков программирования. Сегодня мы остановимся на известном варианте. Game Maker – одна из самых простых и популярных программ для создания 2D-игр. Здесь доступно создание игр с помощью интерфейса drag’n’drop или же используя встроенный язык GML (с ним-то мы и будем работать). Гейм Мейкер – это лучший вариант для тех, кто только начинает разрабатывать игры.

  1. Переходим во вкладку «New» и создаем новый проект.
  2. Создадим спрайт. Нажмите правой кнопкой мыши на пункте «Sprites» , а затем — «Create Sprite» .
  3. Задаем ему имя, пусть будет player, и нажимаем «Edit Sprite» . Откроется окно, в котором мы сможем изменить или создать спрайт. Создадим новый спрайт, размер менять не будем.
  4. Дважды нажмите на новом спрайте. В открывшемся редакторе появляется возможность нарисовать спрайт. В данный момент мы рисуем игрока, а именно танк. Сохраняем наш рисунок.
  5. Чтобы сделать анимацию нашего танка, скопируйте и вставьте изображение комбинациями Ctrl + C и Ctrl + V соответственно и нарисуйте ему другое положение гусениц. Позволяется делать столько копий, сколько посчитаете нужным. Чем больше изображений, тем интереснее анимация.
  6. Можете поставить галочку напротив пункта предпросмотра. Вы увидите созданную анимации и сможете изменить скорость изменения кадров. Сохраняем изображение и центрируем его кнопкой «Center» . Наш персонаж готов.
  7. Таким же образом нам нужно создать еще три спрайта: враг, стена и снаряд. Назовем их enemy, wall и bullet.
  8. Теперь необходимо создать объекты. На вкладке «Objects» нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем «Create object» . Создадим объект для каждого спрайта: ob_player, ob_enemy, ob_wall, ob_bullet.
  9. При создании объекта стена поставьте галочку напротив пункта «Solid» . Это сделает стену твердой, и танки не смогут проходить сквозь нее.

  10. Переходим к сложному. Открываем объект ob_player и переходим во вкладку «Control» . Создаем новое событие кнопкой «Add Event » и выбираем «Create» . Правой кнопкой мыши жмем на пункт «Execute Code» .
  11. В открывшемся окне нужно прописать, какие действия будет выполнять наш танк. Наберите такие строчки:

    hp = 10;
    dmg_time = 0;

  12. Создайте событие «Step» и таким же образом пропишите для него код:

    image_angle = point_direction (x, y, mouse_x, mouse_y);
    if keyboard_check (ord("W")) {y-=3};
    if keyboard_check (ord("S")) {y+=3};
    if keyboard_check (ord("A")) {x-=3};
    if keyboard_check (ord("D")) {x+=3};

    if keyboard_check_released (ord("W")) {speed = 0;}
    if keyboard_check_released (ord("S")) {speed = 0;}
    if keyboard_check_released (ord("A")) {speed = 0;}
    if keyboard_check_released (ord("D")) {speed = 0;}

    if mouse_check_button_pressed (mb_left)
    {
    with instance_create (x, y, ob_bullet) {speed = 30; direction = point_direction (ob_player.x, ob_player.y, mouse_x, mouse_y);}
    }

  13. Добавьте событие «Collision» – столкновение со стеной. Код:

    x = xprevious;
    y = yprevious;

  14. И так же добавьте столкновение с врагом:

    if dmg_time <= 0
    {
    hp-=1
    dmg_time = 5;
    }
    dmg_time -=1;

  15. Событие «Draw» :

    draw_self();
    draw_text(50,10,string(hp));

  16. Добавьте "Step" - "End Step" :
    if hp <= 0
    {
    show_message("Игра окончена")
    room_restart();
    };
    if instance_number (ob_enemy) = 0
    {
    show_message("Победа!")
    room_restart();
    }
  17. Когда закончили с игроком, переходите к объекту ob_enemy. Добавьте событие «Create» :

    r=50;
    direction = choose(0,90,180,270);
    speed = 2;
    hp = 60;

  18. Для движения добавьте «Step» :

    if distance_to_object (ob_player) <=0
    {
    direction = point_direction(x,y,ob_player.x, ob_player.y)
    speed = 2;
    }
    else
    {
    if r <= 0
    {
    direction = choose (0,90,180,270)
    speed = 1;
    r=50;
    }
    }
    image_angle = direction;
    r-=1;

  19. «End Step» :

    if hp <= 0 instance_destroy();

  20. Создайте событие «Destroy» , перейдите во вкладку «Drawing» и в пункте «Other» нажмите на значок со взрывом. Теперь при убийстве врага будет анимация взрыва.
  21. Событие «Collision – столкновение со стеной» :

    direction = - direction;

    Событие «Collision – столкновение со снарядом» :

    hp-=irandom_range(10,25)

  22. Так как стена у нас никаких действий не выполняет, переходим к объекту ob_bullet. Добавляем столкновение «Collision с врагом» (ob_enemy):

    instance_destroy();

    И «Collision со стеной» (ob_wall) с точно таким же кодом:

    instance_destroy();

  23. Наконец создадим уровень «Level 1» . Нажимаем правой кнопкой мыши «Room» > «Create Room» . Перейдем во вкладку «Objects» и с помощью объекта «Стена» нарисуем карту уровня. Потом добавим одного игрока и несколько врагов. Уровень готов!
  24. Сейчас нам доступен запуск игры и ее тестирование. Если вы следовали инструкции, багов быть не должно.

Мы рассмотрели Game Maker только в качестве самого простого примера, однако сейчас пользователям доступно множество самых разнообразных подобных приложений для создания игр без знания ЯП. Поэтому у юзера открывается широкий выбор подходящего инструмента.

Способ 2: Онлайн-сервисы

На просторах интернета присутствует множество различных онлайн-сервисов, чья функциональность сосредоточена на выполнении каких-либо задач. Среди подобных веб-ресурсов присутствуют и те, которые помогут создать простую игру без навыков программирования. В большинстве случаев пользователю предлагают воспользоваться встроенными скриптами и библиотекой текстур, персонажей, дополнительных предметов. Давайте рассмотрим пример создания подобного проекта на примере редактора от Gamefroot:

  1. Перейдите по указанной выше ссылке, чтобы попасть на официальный сайт проекта, где нажмите на большую зеленую кнопку с надписью «Start Making» .
  2. По прохождении авторизации будет предложено выбрать игровой жанр. Для ознакомления мы возьмем платформер со встроенным уроком от разработчиков.
  3. После открытия редактора справа появится навигационная панель с ознакомительными инструкциями по данному приложению. Для начала урока потребуется кликнуть на «LET`S GO» .
  4. Далее нужно будет ознакомиться с каждым шагом, в которых описывается процесс взаимодействия с редактором. Приведенные инструкции помогут разобраться с основами игрового строительства и использованием всех инструментов.
  5. Мы не будет затрагивать начальное окно игры, поскольку оно и так настроено корректно по умолчанию. С этим вы разберетесь в будущем, если захотите работать над индивидуальным проектом. Сейчас переместитесь во вкладку «Game» .
  6. Здесь вам понадобится знать о трех основных областях рабочей среды. Слева находятся все инструменты управления, добавление предметов, блоков и скриптов. Посередине располагается сам игровой экран, а ниже показана вся карта. Справа отображено небольшое окно со всеми присутствующими слоями и функциями управления ими. Оно может свободно перемещаться по всей области вкладки.
  7. Давайте посмотрим, как действует слой главного персонажа. Выберите строку «Player» , после чего вокруг человечка появится синий прямоугольник. Он отвечает за перемещение и трансформацию объекта. То есть вы можете поставить его под любым углом, изменить размер или изначальное положение на карте.
  8. Следующий слой «GrassTerrain» . Сюда вынесены все блоки, по которым передвигается персонаж. Обратите внимание на доступные блоки слева. Вы можете выделить их и поместить в любое место на игровой зоне, чтобы продлить карту для перемещения персонажа.
  9. В этой же панели чуть ниже находится раздел «Collectables» , который отвечает за добавление золота и других предметов коллекционирования. На этом примере мы рассмотрим создание и доработку нового слоя. Сначала создайте новую строку в «Layers» и дайте ей название. Затем выделите ее и поместите необходимое количество монет на карту.
  10. Примерно такие же действия осуществляются с чекпоинтами, завершающими точками, NPC и другими игровыми элементами. Желательно каждый тип объектов добавлять в новый слой, чтобы потом не только не запутаться, но и не совершить ошибки с присвоением скриптов.
  11. Сейчас вернемся к нашим монетам. Переместитесь в раздел «Scripts» через самую левую панель. Где опуститесь вниз и нажмите скрипт под названием «Score Collectable» . Затем выбранным скриптом следует щелкнуть по каждой монете. Таким образом, вы обеспечите корректное коллекционирование и обозначите те самые элементы.
  12. В режиме редактирования каждого готового скрипта присутствует множество полезных настроек, о которых говорится в официальных уроках. Здесь вы можете добавить звуки, настроить анимацию и другие действия, которые будут выполняться при достижении определенных условий.
  13. Однако это еще не все. Присутствует функция собственноручного строения скриптов, которая позаимствована из известного многим софта для детей, обучающего программированию. Здесь слева выделены все отдельные действия. С помощью них составляется единая таблица скрипта, образующая ряд действий, выполняемых после достижения указанной цели, например, подбора монеты или попадания в кадр NPC.
  14. Если во время разработки вы захотите протестировать работоспособность игры, кликните на кнопку «Play» , располагающуюся справа вверху.
  15. Начнется запуск приложения. Он занимает определенное количество времени, что зависит от сложности проекта и мощности компьютера.
  16. Далее отобразится стартовое окно, где нужно начать игру или проверить действие, например, кнопки «Help» .
  17. Перемещайтесь по карте с помощью стрелочек или заданных клавиш управления. Обязательно проверьте действенность всех добавленных скриптов в разных ситуациях, чтобы в будущем не возникло проблем с прохождением у других игроков.
  18. По завершении разработки игры или надобности сделать перерыв вы можете сохранить процесс или экспортировать файл на компьютер. Полноценная загрузка готового проекта доступна только после приобретения расширенной версии данного онлайн-сервиса.

Как видите, ничего сложного в создании игры через Gamefroot нет. От пользователя требуется только разобраться со скриптами, что, пожалуй, является самой сложной частью этого метода. В остальном же остается только проявить креативность и использовать фантазию, чтобы получить по истине хороший и играбельный продукт без задействования навыков программирования. К тому же функциональность этого веб-ресурса позволяет работать со многими жанрами, а также можно начать работу полностью с чистого листа.

Как уже было сказано ранее, подобных Gamefroot сервисов существует множество, все они работают примерно по одному и тому же принципу. Однако у вас вряд ли получится найти сайт с русской локализацией, поэтому придется осваивать английский язык интерфейса.

Способ 3: Среда разработки и язык программирования

Мы подошли к самому сложному, но в то же время интересному способу — использование языка программирования в качестве инструмента для написания собственной игры. Сразу хотим отметить, что сейчас мы не предоставим единственную универсальную инструкцию, которая поможет разобраться со всеми аспектами, поскольку составить такой материал нереально. Взамен предоставим наводящие материалы для тех, кто заинтересован в обучении и дальнейшем развитии своей личности в сфере геймдев.

Для примера возьмем известную миллионам игру Minecraft. Конечно, она достаточно проста, но в то же время показывает, что даже один человек может собственными силами создать проект с нуля, который станет популярным у всего мирового сообщества. Данное приложение изначально писалось на языке Java, а трудился над ним Маркус Перссон (Notch). Из этого выходит, что практически любой пользователь, начав изучение Java, сможет достичь хотя бы немного приближенного результата, написав свой собственный проект. Однако для этого придется немало трудиться. Существуют специальные факультеты в университетах, обучающие основам программирования, но не все хотят подаваться в ВУЗ, потому обращают больше внимания на платные курсы или бесплатные материалы, учебники. Все их не перечислить, укажем лишь один из известных сервисов для начинающих под названием JavaRush.

Весь курс основан на практических занятиях с подробным и понятным объяснением. Первые уроки доступны бесплатно, чтобы пользователь смог понять, стоит ли в дальнейшем уделять внимание подобному обучению. Ориентировка здесь идет на тех юзеров, кто никогда ранее не сталкивался с кодингом, а объяснения, иллюстрации и подача материала особенно заинтересует подростков. Однако есть у этого сервиса и минусы, среди которых очень сильно выделяется затянутость уроков и огромное количество повторов одного и того же материала, что в будущем начинает раздражать. Попробуйте ознакомиться и пройти уроки на JavaRush, воспользовавшись указанной ниже ссылкой.

Простые приложения можно создавать и на тех языках, которые изучить более легко. Например, сейчас достаточно быстро развивается Python, а на рынке появляется множество вакансий для Python-разработчиков. На скриншоте ниже вы видите практически полный фрагмент кода, описывающий известное приложение «Змейка».

Теперь посмотрите на то, как выглядит эта игра на скриншоте далее. Подобного результата можно достичь уже спустя две недели обучения, однако для этого придется приложить немало усилий.

Что касается проектов AAA-класса, то Java и тем более Python значительно сдают свои позиции перед C и C++. Преимущественное большинство игровых движков написаны именно на этих ЯП. Они разрабатываются специально для крупных компаний или заимствуются у независимых производителей. Вдобавок к этому в огромных проектах нередко задействовано сразу несколько языков программирования, что задает надобность программистам изучить их все. Из этого выходит, что начать свое движение на пути разработки крупных проектов не так уж и просто. Для этого точно понадобится записаться на онлайн-курсы или поступать в высшее учебное заведение. Если вы заинтересовались этим делом, ознакомитесь с одним из самых известных курсов по созданию игр от GeekBrains по указанной ниже ссылке.

Во время изучения ЯП следует позаботиться и о среде разработки, где будет писаться код. Разобраться с этим поможет наш отдельный материал далее, где подробно рассказывается о самых популярных и качественных IDE для разных языков.

Выше вы были ознакомлены с тремя разными методами создания компьютерных игр. Как видите, все они различаются по сложности и качестве получаемого продукта. Поэтому выбор остается за вами — сделать простой проект быстро, не используя навыков программирования, либо пройти большой и сложный курс обучения, получив возможность стать профессионалом в этом деле.

Современные крупные игры созданы многолетним трудом команды опытных программистов. Чтобы создать свою игру, необходимо разбираться в программировании и иметь определенный опыт. Но есть возможность создать несложную компьютерную игру без профессиональных навыков.

Существуют специальные программы, на базе которых получится разработать свою игру. Одна из них – 3D Game Maker. Она обладает простым и удобным интерфейсом. Вы можете создать простую игру всего за десять минут. Программа предложит выбрать жанр реализуемой игры и количество необходимых уровней (до двадцати). Основного персонажа можно подобрать среди уже готовых аватаров. На этом этапе получится запустить игру и попробовать поиграть. Затем добавьте интересный сюжет, противников, атрибуты моделей и т.д. Программа идеально подойдет для начинающих разработчиков игр. Ее стоимость – 35$.


Есть еще одна программа для разработки игр, которую могут использовать как новички, так и опытные программисты. Она называется 3D Game Studio и обладает широким спектром инструментов для реализации игр любого жанра и уровня сложности. В программе имеется пакет шаблонов, атрибутов для создания интерьера и эффектов – зеркальные и прозрачные плоскости, тени и т.д. Начинающим разработчикам предоставляются готовые элементы игрового меню на выбор. Движок для начинающих стоит 70$, а продвинутым программистам придется заплатить 900$. Если не нравятся 3D игры, обратите внимание на программу Game Maker. Она позволит создать качественную игру в формате 2D. Вам предложат выбрать объекты и придумать взаимодействие между ними. У пользователя есть возможность рисовать в любом графическом редакторе изображения и импортировать их в систему. Программа содержит много интересных эффектов и звуков. Меню является простым и удобным, поэтому программа идеально подходит для новичков. Программа Stencyl Works предназначена для более опытных программистов. На ней может работать и начинающий пользователь, но ему придется столкнуться с некоторыми трудностями. Более опытные пользователи могут создавать собственные блоки. Если вы знаете язык программирования Action Script 3, то сможете написать собственный сценарий для игры. Вы можете опубликовывать свои игры и делится с ними на различных порталах. При желании получится найти спонсоров, которые смогут купить ваш продукт. Если вы хотите создать профессиональную и качественную игру, изучите основные игровые жанры и выберите свой жанр для создания авторской программы. Напишите хороший сценарий. На это уйдет основное время. Продумайте сценарий и каждый сюжет в деталях. Опишите визуальный образ, графику, составьте меню игры. После этого оцените сложность написанной программы, чтобы подобрать правильный движок для ее создания. Если она относительно проста – воспользуйтесь программой Creator. Если вы довольно неплохо разбираетесь в программировании, создайте игру на базе Neo Axis Engine. Данная программа получила много хороших отзывов и подходит для создания игр любого уровня сложности. Скачайте программу и начинайте создание игры. Если вы совсем новичок, попрактикуйтесь и создайте несколько легких игр. Если у вас есть возможность, попросите друзей-программистов помочь вам в написании кода для игры. Если сценарий разработан хорошо – сделать программу не составит большого труда.

В интернете можно отыскать много разных программ для создания игр. Большинство из них получится скачать бесплатно. Прежде чем создавать серьезные игры, потренируйтесь на бесплатных программах и вникните в суть разработки. После этого есть смысл купить подходящий движок и начать работу над созданием.

Кто не любит играть на компьютере или смартфоне? Таких людей, наверное, единицы.

У некоторых игроманов любовь к играм заходит так далеко, что они начинают разбираться в самом устройстве развлечения, и мечтают сами создавать игры. Что ж, сегодня существует много возможностей для осуществления этой заветной мечты!

Если вы хотите создать свою игрульку на досуге, ловите список специальных бесплатных программ для этого.

Blender



Бесплатный пакет профессиональных программ для создания интерактивных игр и трехмерной компьютерной графики.

Инструментов для работы хватит как новичкам, так и профессионалам. Blender содержит в себе средства для моделирования, анимации, обработки видео и звука.

Программа представляет собой полноценный редактор, в который уже помещены основные текстуры, обработчики событий и модели. Если вам нужны дополнительные возможности, можно скачать плагины: их создают как официальные разработчики, так и пользователи.

А вот уроки по работе в этой программе вы найдете .

Вперед, творить новые вселенные!

Unity 3D


Это мощная среда для разработки приложений и игр, в том числе для мобильных устройств. Созданные на Unity 3D игры работают на Windows, iOS, Android, Playstation 3, Xbox 360 и Wii. Можно создавать игры любых жанров; текстуры и модели легко импортируются, поддерживаются изображения всех популярных форматов.

Скрипты в основном создаются на JavaScript, но код можно писать и на С#.

Обучающие материалы по работе в среде (на английском языке) вы найдете на официальном сайте по ссылке .

Construct Classic

Конструктор двумерных и трехмерных игр с открытым исходным кодом. Для работы не нужны знания программирования. Достаточно добавить объект и включить анимацию.

Русскоязычной версии нет, но интерфейс очень понятный, так что можно работать даже с базовыми знаниями английского.

Конструктор не только бесплатный – у него открытый исходный код, и при желании вы можете настроить его и отредактировать по своему желанию.

Уроки по Construct Classic вы можете посмотреть .

Game Maker Lite



Бесплатная программа для разработки простых игр, любого жанра: платформные, головоломки, экшн и 3D игры. Подойдет для новичков. Можно использовать собственные изображения и эффекты, или встроенные программу. Чтобы получить доступ к большему выбору изображений и эффектов, нужно зарегистрироваться.

Для работы не нужны знания программирования, но некоторые скрипты можно прописывать и самостоятельно, при желании. Так что эту программу можно использовать и для обучения программированию в том числе.

Уроки по работе в программе для новичков есть на этом сайте .

Unreal Development Kit

Бесплатный движок для создания игр. Очень мощный, с массой возможностей и инструментов для продвинутых визуализаций и детальных симуляций. Можно создавать игры для множества современных платформ.

В состав программы уже входят текстуры, модели, звуки, спрайты, скрипты. Остается только комбинировать и создавать свою игру.

Видеоуроки и руководства по работе в программе можно посмотреть .

Game Editor

Редактор для создания простых двухмерных игр, под операционные системы Windows, iOS, Android, Linux.

Есть встроенные наборы анимаций, который отвечают за внешний вид персонажей. Можно использовать свои графические элементы. Также программа предоставляет стандартный набор реакций, которые определяют поведение персонажа в игре. Но можно создавать и свои, на специальном скриптовом языке Game Editor.

3D Rad



Бесплатная программа для разработки 3D-игр и интерактивных приложений. Использовать код не нужно, поэтому создавать свои игры достаточно просто.

Игра создается путем выбора различных объектов и настройки взаимодействия между ними. Есть функция импорта моделей, большое количество примеров и образцов. Распространять готовые игры можно как полноценное веб-приложение или программу. Есть возможность встраивать игры на веб-страницы.

Game Maker: Studio

Бесплатный набор инструментов для создания мобильных игр. Простой, интуитивно понятный интерфейс, благодаря которому игры разрабатываются достаточно просто. Знания программирования не нужны, так как писать код вручную вам не придется.

В рабочем окне программы нет ничего лишнего. Игры, разработанные на Game Maker: Studio кроссплатформенны, и готовые приложения можно интегрировать со Steam.

NeoAxis 3D Engine

Универсальная среда для разработки 3D проектов.
Это готовый движок со своими моделями, текстурами, физикой, шаблонами и графикой. Тут даже есть 24 готовые, полноценные карты!
На нем можно создавать не только игры, но и одиночные модели, сложную визуализацию программного обеспечения.

Остается только включать фантазию и творить.

Зачесались руки создать свою игру? Нет проблем. Выбирайте программу и вперед, к мечте!

Приветствую. Хотите узнать как создать игру самому и какие бывают этапы создания игры? В наше время чтобы создать простую игру на PC или телефон не обязательно нужно быть в этом большим специалистом, существуют специальные программы, которые позволяют создавать игры с нуля в одиночку.

В этой статье весь мой личный опыт

Конечно, качество такой игры, если у вас нет опыта и знаний, может быть очень низким, но все с чего-то начинали. В этой статье вы узнаете что вам нужно чтобы создать игру и какие есть основные этапы создания игры.

Куда больше материалов вы можете найти на специальной странице в этом блоге:

Я выделил 7 основных этапов создания игры.

Как создать игру самому?

Для создания игры вам нужно знать язык программирования, а сейчас все они на английском, да и они сложные, там есть свой, так называемый синтаксис, который тоже нужно знать. Так вы себе представляете создание игры, верно?

Не совсем.

Конечно, почти все высоко бюджетные игры делаются с помощью одного из ключевых языков, однако для новичка даже этого знать не обязательно.

Существуют специальные программы для создания игр, одной из которых является Game Maker. Они были созданы специально для создания игр (программа так и называется - создатель игр). Лично я работаю в Game Maker и он позволяет делать вполне качественные игры под любые платформы, от андроида, до ios.

Так-же можно посоветовать Unity или Construct 2 , в качестве хороших альтернатив.

Лично моё мнение, Game Maker - одна из самых удобных программ для создания игр именно для новичков, тогда как освоение Unity с нуля может занять куда больше времени.

Если вы выбираете Game Maker - то мой блог и канал вам существенно помогут в его освоении, ну а если вам выбор остановится на Unity или чем-то еще, тотам тоже существует огромное количество бесплатных обучающих материалов высокого качества на Русском.

В любом случае, первый (нулевой:) этап - это выбор программы для создания игр.

Первый этап - дизайн документ

Далее вам нужно создать дизайн документ для новой игры. Другими словами - вам нужна идея игры. О чём будет игра? Что там будет происходить? Какой это будет жанр? Сколько времени и денег займёт разработка? Таких вопросов очень много и перед началом создания игры очень полезно составить какой-то примерный план.

Базовые вещи о том, как написать дизайн документ для игры, вы можете найти тут:

Ну не прям вот ужас, да? Плохо конечно, но не прям вот?

Ну вот, это я рисовал компьютерной мышкой в очень простом графическом редакторе, а учился рисовать я 1-2 месяца, рисуя по 1 картинке в неделю, максимум.

Я думаю за год можно выйти на очень неплохой уровень, если выделять по 1-3 часа в день на рисование и на изучение теоретической базы.

У меня есть видео (16 минут) :


Там я рассказываю свои мысли о том как учиться рисовать и зачем это нужно.

Четвертый этап - звук

Звук и саундтрек в играх - очень важная часть, которая, однако, очень часто игнорируется начинающими разработчиками. Подумайте, у игрока, как и у любого человека, есть всего несколько основных органов чувств, а чем больше органов чувств в игре задействовано, тем лучше погружение игрока в процесс.

Сколько органов чувств задействовано у игрока?

Обоняние? Нет. Осязание? Иногда, что связанно с некоторыми системами управления в играх. Зрение? Вот на зрении всё и строиться, это основа.

Поэтому такая высокая важность графики и визуальных элементов. И по сути дела кроме зрения в играх можно задействовать еще только одно чувство - слух.

Если вы раньше играли в компьютерные игры, то у вас наверняка есть любимые, а так-же есть какой-то любимый OST (Музыка из игр). И игра вам могла запомниться именно за счёт музыки. Про мой любимый OST я писал вот тут:

Звуки - это еще один удар по органам чувств, звук сопровождающий действие может как-бы усиливать эффект от этого действия. Просто выстрел и вылет пули - скучно. Верный звук перезарядки, выстрела, столкновения пули с поверхностью (разные для разной поверхности), падение гильзы на пол и прочее существенно усиливают погружение игрока в процесс.

Вы же знаете про всякие специальные звуки и фразы в таких играх как Unreal Tournament и насколько сильно они увеличивают фан от игры.

Другими словами - верные звуки и музыка делают игру атмосферной, эмоциональной, человечной и куда более интересной.

У меня был небольшой опыт когда я делал игру Lonely Dude.

Тогда для этой игры мой знакомый написал уникальный OST, а остальные звуки я просто взял из бесплатных источников.

Что я хочу сказать? Для простой игры совершенно необязательно сильно заморачиваться со звуком, достаточно просто поместить в игру звуки для основных действий (выстрел, взятие бонуса, завершение уровня, прыжок и т.п.) и это уже существенно усилит общее впечатление от игры. Музыку написать конечно существенно сложнее, но иногда можно купить трек за каких-то $1-5, ну или посидеть с такими программами как FL Studio, дабы написать пару простых треков для своей игры.


Чем больше вы тестируйте (вы сами и ваши друзья, если вы инди разработчик), тем лучше игра получиться в момент релиза. Всего один баг где-то вначале игрового процесса способен испортить всё впечатление от игры, заставив игроков писать негативные отзывы.

Поэтому игру нужно допиливать напильником как можно более тщательно и делать это нужно до релиза. Как нужно тестировать игру?

Просто играйте в ней как можно больше и пробуйте разные варианты. Думайте как думал-бы игрок, а не как думает разработчик, который всё знает. Сажайте за игру вашу девушку и пусть играет она, записывайте какие у неё проблемы возникают и как она их решает, если вообще решает. Где затыки, где дисбаланс и где баги. Всё нужно поправить.

Седьмой этап - продажа игры и распространение

В любом случае, рано или поздно, вы свою игру доделайте, если вам хватит сил и упорства. Ну а дальше вы её продаёте, либо распространяете бесплатно, в любом случае вам-же хочется чтобы люди в ней поиграли?

Как это можно делать я уже писал в своей старой статье:

Общие принципы сохраняются практически для любой игры.

Паблики ВК, свой ютуб канал, трейлер, базовое понимание продвижения и поисковой оптимизации и всё такое прочее.

Всё это (как и каждый этап тут) - совершенно отдельная и большая тема, но задача данной статьи это ознакомление с процессом создания игр, не более того.

На этом всё. Надеюсь я ответил на ваш вопрос - как создать игру самому и осветил основные этапы создания игры. Делать игры - это очень увлекательная работа (или хобби), а так-же реальная возможность заработать.

Удачи вам в этом нелёгкое деле!



Случайные статьи

Вверх