Азартная карточная игра Штосс (Стос, Фараон).

Позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями -

Азартная карточная игра Штосс (Стос, Фараон)

Штоссом называют азартную игру, в которую играют 2 человека с помощью 2-х колод по 52 карты. Основная задача игры заключается в том, чтобы карта одного игрока совпала по значению с картой другого. Карты возрастают по своему значению в следующей последовательности - от 2 до туза.

Знакомимся с ходом и правилами карточного состязания «Штосс»

Перед игрой в «Штосс», игроки должны сначала решить, какой будет размер начального куша. На игру они приносят по одной колоде карт. Играют с помощью колоды банкомета (штосса). После всех договоренностей, игроки кидают жребий, чтобы определить, кто будет банкиром.

Правила игры «Штосс» гласят, что каждый из игроков должен достать по одной карте из колоды, перевернув их. Потом положить карты на поверхность стола. Потом происходит разделение колоды картой понтера пополам. Банкомет, перевернув свои игральные карты лицом наружу, выдвигает самую крайнюю карту в правую сторону наполовину. Понтеру открываются лоб и соник (первая и вторая карты). Нужно следовать правилу сдвига карты в правую сторону, поскольку при сдвиге в левую сторону, сложно определить масть карты.

Потом понтер начинает сверять карты соперника и свои.

Правила игры «Штосс» говорят о том, что при совпадении первой карты понтeра с картой соперника в выигрыше будет банкомет. При этом неважно, какая масть будет. Совпадение второй карты понтера с картой соперника означает, понтер принадлежит выигрыш.

В случае несовпадения первой и второй карт со значением карты понтера, банкомет выкладывает игральную поверхность.

Потом поочередно сверяются третья и четвертая карты штосса с достоинством карты понтера. Парные карты, которые сверяются по достоинству, называют абцугом.

Игроки играют до того момента, как в штоссе появится карта понтера. Попадающиеся нечетные игральные карты (например, пятая, седьмая и др.) означают победу банкомета. Встречающиеся же четные карты (вторая, четвертая, шестая и др.) означают победу понтера в игре «Штосс». При совпадении первой и второй карты в выигрыше будет банкомет. Данное положение обозначается, как плие.

На заметку. Шулеры очень любят играть в игру «Штосс», поскольку часто применяют различные обманные методы, чтобы выиграть.

Создатели сайта сделали отдельную категорию специально для любителей карточных развлечений.

А развлекаться с заработком можно после посещения страниц сайта:

Вы можете подобрать себе подходящую с помощью нашей таблицы:

На сколько человек?

) имеют свою колоду карт. Колоды могут быть в 52, 36 или 32 листа, главное, чтобы они были одинаковыми у игрока и банкомета.
Игрок выбирает из своей колоды карту и объявляет свою ставку. Банкомет в открытую сдвигает верхнюю карту своей колоды на полкарты вправо так, чтобы все участники игры могли видеть только первую и вторую карты, которые имеют в игре штосс свои названия. Если карта игрока отсутствует в первых двух картах, банкомет сбрасывает две первые карты на стол - первую направо, вторую налево - и открывает следующую пару карт. Игра продолжается до того момента, когда в колоде банкомета встретится карта, совпадающая по достоинству с картой игрока.
Если эта карта выпала налево, выиграл игрок, направо - выиграл банкомет.
Игра штосс имеет множество метафорических названий, часто встречающихся в литературе: любишь - не любишь, веришь - не веришь, направо-налево, бита-есть. Игра штосс (или аналогичные ей игры банк (см. БАНК (в игре)) , фараон (см. ФАРАОН (игра)) ) чаще других упоминается в русской литературе 19 в. В нее играет Германн в «Пиковой даме» Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) , герои «Игроков» Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) , Долохов в романе «Война и мир» Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) . Одно из неоконченных произведений Лермонтова называется «Штосс».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ШТОСС" в других словарях:

    - «», последнее прозаич. произв. Л. (1841), отрывок, начинающийся фразой «У графа В...был музыкальный вечер». Это неоконч. повесть о художнике Лугине, человеке со сложным внутр. миром; он тоскует по идеалу, «фантастическую любовь» к к рому Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    Штосс, Файт (около 1447 1533) немецкий скульптор. Штосс старинная азартная карточная игра. Его относят к разряду банковских игр … Википедия

    М. устар.; = штос Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (нем.). Род азартной карточной игры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 штос (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Фрейт Stoss) знаменитый нем. скульптор, род. около 1450 г. В1477 г. отправился в Краков, где в 1489 97 гг. неоднократно значилсяцеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился в Нюрнберг. В1504 г., попавшись в подделке денежного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    штосс - ШТОС (ШТОСС) , а, м. 1. Колода банкомёта. 2. Название карточной игры. ◘ <...> лучше в банк или штосс: тут не надобно мастерства, а счастие. Д.Н.Бегичев. Семейство Холмских, 1833. ◘ ◊ Г...ъ, окружённый понтёрами, резал штос;… … Карточная терминология и жаргон XIX века

    Штосс - Фейт (Stoss, Veit), в Польше СТВОШ, Вит (Stwosz, Wit) Ок. 1447, Хорб, Швабия 1533, Нюрнберг. Немецко польский скульптор, живописец и гравер. Учился, вероятнее всего, в Нюрнберге, где и работал до 1477. В 1477 1496 в Кракове, в 1496 1533 в… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    - (Фрейт Stoss) знаменитый немецкий скульптор; род. около 1450 г. В 1477 г. отправился в Краков, где в 1489 97 гг. неоднократно значился цеховым мастером; разбогатев там, в 1496 г. возвратился в Нюрнберг. В 1504 г., попавшись в подделке денежного… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Файт Штосс Файт Штосс на картине Яна Матейко Алтарь Мариацкого костёла в Кракове … Википедия

Книги

  • Штосс. Аудиоспектакль , Михаил Лермонтов. Повествование в «Штоссе» развертывается вокруг главного героя, художника Лугина. Лугин – наделенный острым, проницательным умом трезвый аналитик, осознающий несовершенство окружающей его…

Для игры необходимо приготовить колоду из 36 карт. Играющих должно быть не более пяти. Для того чтобы определить сдающего на этот кон игры, нужно тщательно перемешать колоду и раздать всем игрокам открыто по одной карте. Если кто-нибудь получает Даму, он становится сдающим.

Когда два или более игрока получают Дам, сдатчиком назначается тот, кому первому была сдана Дама. Если же все игроки получили по карте и ни один из них не может предъявить Даму, раздается еще по одной карте. Карты распределяются до тех пор, пока кому-то из играющих не будет сдана Дама.

Сдатчик тасует колоду, дает снять одному из игроков и начинает сдачу карт. Карты раздаются по одной до четырех каждому. Верхняя карта в колоде, оставшейся после сдачи, открывается и кладется посреди стола. Талон закрыто выкладывается рядом. Если во время сдачи одна из карт случайно перевернулась, сдатчик может поступить двояко: забрать эту карту в свою руку, а партнеру сдать другую или собрать все карты и раздать их снова.

Розыгрыш протекает по уже описанным правилам: игрок должен положить на верхнюю карту банка свою, подходящую по масти или по достоинству. Особое место в игре занимают Дамы. Эти карты можно выложить практически на любую карту. Дама не только перебивает любую карту, она также дает возможность поменять масть (рис. 193).

Рис. 193. Выкладка карт в фараоне.

Если игрок кладет на выкладку семерку, то следующий за ним должен пропустить свой ход и взять из талона две дополнительные карты. Когда игроку нечего положить на ход, он должен взять одну карту из талона. Если она подходит для выкладки, ее кладут в банк, иначе забирают себе в руку и пропускают ход.

Выигрывает тот играющий, который быстрее всех остальных выложит все свои карты. Оставшиеся с картами на руках подсчитывают свои штрафные очки, при этом Туз оценивается за 4 очка, Король — за 3 очка, Валет — за 2 очка, десятка — за 10 очков, девятка — за 9 очков, восьмерка — за 8 очков, семерка — за 7 очков и шестерка — за 6 очков. Если игрок проиграл и при этом у него на руках осталась Дама, на его счет вносится 30 штрафных очков.

Когда же игрок выигрывает, выкладывая в последнюю очередь Даму, он имеет право списать со своего счета 30 очков. Таким образом, Дама может принести выигрыш и способствовать проигрышу. Поэтому те игроки, у которых имеется Дама на руках, должны зорко следить за тем, как именно осуществляется выкладка.

Если у кого-нибудь из партнеров осталась всего одна карта, следует постараться тут же избавиться от своей Дамы, т. к. в случае выкладки противником последней карты из выигрышной Дама превращается в ремизную карту. Победителя определяют по итогам нескольких партий. Обычно играют до 200 штрафных очков. Когда один из игроков достигает этого рубежа, происходит окончательный подсчет очков.

Штосс (Стос, Фараон)

Количество колод: 2
Количество карт в колоде: 52
Количество игроков: 2
Старшинство карт: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т.
Цель игры: сделать парную карту с картой банкомета.
Правила игры. Перед игрой игроки договариваются о размере минимальной ставки, которая называется начальный куш. У каждого игрока своя колода карт, колода банкомета называется штосс. Сдатчик он же банкир определяется жребием. Оба игрока достают по одной своей любой карте из колоды и кладут на стол в закрытом виде, после этого каждый делает ставку на свою карту. Далее соперник банкира он же понтер, подрезает колоду банкомета, то есть понтер разделяет своей картой колоду банкомета на две части, банкомет переворачивает свою колоду лицевой стороной вверх и сдвигает верхнюю карту на полкарты вправо таким образом, чтобы понтер мог видеть первую и вторую карты. Эти карты называются лоб и соник. Правило сдвигать только вправо означает то, что обозначение масти и достоинства карты находится в левом верхнем углу, поэтому если сдвигать влево, то трудно будет определить карту. После этого понтер открывает свою карту для сравнения с открытыми картами банкомета. Если в колоде первая карта (лоб) совпадает по достоинству с картой понтера, то ставку выигрывает банкомет. Масть карты значения не имеет. Если первая карта не совпадает по достоинству с картой понтера, а совпадает вторая карта (соник), то победителем считается понтер. Если ни лоб, ни соник не совпадают по достоинству с картой понтера, то банкомет сбрасывает две первые карты на стол. Затем карта понтера сравнивается с третьей и четвертой картами колоды. Каждая такая пара карт для сравнения называется абцуг. Лоб и соник это первый абцуг. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока не встретится в колоде карта понтера. Соответственно, если карта в колоде будет нечетной - третьей, пятой, седьмой и т.д., то победа за банкометом. Если карта в колоде будет четной - второй, четвертой, шестой и т.д., то победа за понтером. В том случае если совпадает и лоб, и соник, то победителем признается банкомет. Такая ситуация называется плие.

Примечание. Данная игра популярна среди шулеров, так как в процессе игры можно легко использовать многие способы обмана. Об этих способах можете прочитать .

Любители классической литературы и музыки, наверное, не задавались вопросом, в какую игру играл Герман из повести Пушкина и оперы Чайковского. Почитателям азартных игр это может быть интересным в первую очередь. Знатоки легко угадают в описании игры фараон или штосс - одну из старинных азартных банковых игр. Если игроков всего двое, то есть банкомет и понтер , игра называется штосс, а если понтеров несколько, то игру называют банк или банк-стол.

Название "фараон" сейчас почти не встречается. Существуют и разговорные варианты названия: "любишь - не любишь", "подрезать" и др.

Игроки и колоды

Игроки разделяются на две категории: банкометов и понтеров. У каждого из них своя колода карт. Во времена Германа играли большой колодой в 52 карты, во второй половине XX века больше используется малая колода в 32 листа. Впрочем, возможна игра и колодой в 36 карт. Главное, чтобы колоды были одинаковыми у понтера и банкомета.

Перед игрой следует договориться о размере минимальной ставки, которая обычно называется начальным кушем. Понтер делает ставку на какую-нибудь карту по своему выбору. Эту карту он достает из своей колоды и кладет на стол, не демонстрируя банкомету. После этого игрок назначает сумму ставки, то есть куш. Для этого можно положить деньги на карту, написать или назвать куш.

Если ставка понтера намного превышает ставку банкомета, то последний имеет право отказать партнеру играть по такой завышенной ставке. Если понтер не называет своей ставки, значит, он согласен играть на начальный куш.

Метка, абцуг, лоб и соник

После выбора карты и назначения ставки понтер особым образом снимает колоду банкомета, разделяя ("подрезая") ее картой на две части. По этому обычаю игра в штосс иногда неофициально называется "подрезать". После подрезки понтер уже не имеет права изменить карту или ставку.

Начинается метка. Банкомет переворачивает свою колоду лицевой стороной вверх и сдвигает верхнюю карту на полкарты вправо таким образом, что все понтеры могут видеть первую и вторую карты. В штоссе эти карты называются лоб и соник. Правило сдвигать карту именно вправо далеко не случайно: обозначение масти и достоинства карты находится обычно именно в левом верхнем углу карты, так что если сдвигать влево, то затруднительно будет определить, какая карта идет второй.

После обнаружения соника и лба понтер открывает свою карту для сравнения ее с открытыми картами в колоде банкомета. Эта колода именуется как и вся игра - штосс. Если в штоссе (колоде) первая карта (лоб) совпадает по достоинству с картой понтера, то ставку выигрывает банкомет. Масть карты не имеет значения. Пример: карта понтера - семерка бубен. Банкомет открывает семерку пик. Выигрыш банкомета. В этом случае говорят, что банкомет убил семерку или что семерка бита.

Если лоб не совпадает с картой понтера, а соник совпадает, то выигравшим считается понтер. Этот случай определяется такими карточно-жаргонными терминами: "банкомет отпустил семерку, семерка дана, семерка есть, понтер угадал семерку". Поставить карту которая совпадет со второй картой банкомета, называется "угадать соника" или "выиграть соника".

Если ни лоб, ни соник не совпадают по достоинству с картой понтера, банкомет сбрасывает две первые карты на стол: мечет штосс. Далее в игре карты понтера сравниваются с третьей и четвертой картами штосса (колоды). Каждая пара карт называется абцугом . Лоб и соник - это первый абцуг. Метка штосса продолжается, пока в колоде банкомета не встретится, наконец, карта, совпадающая по достоинству с картой понтера. Причем если эта карта будет третьей, пятой, седьмой (нечетной) картой в штоссе, то бита карта понтера - выигрыш банкомета.

В случае, если с картой понтера совпадет по достоинству четвертая, шестая и так далее карта штосса, то эта карта дана - выигрыш понтера. Если поставлены две или более карт (при двух или более понтерах), условия остаются теми же: каждая карта, соответствующая карте одного из понтеров, считается выигравшей или битой в соответствии с правилами и не участвует более в игре. Штосс мечется до тех пор, пока все карты, на которые сделаны ставки, не определят своим понтерам выигрыш или проигрыш.

Плие

Ситуация, когда совпадают лоб и соник, называется плие. В этом случае выигравшим считается банкомет.

Читая "Пиковую даму"

Зная правила штосса , легко понять переживания Германа из пушкинской "Пиковой дамы". Узнав у призрака старой графини 3 легендарные верные карты ("тройка, семерка, туз"), Герман нарушил свое правило "не жертвовать необходимым в надежде приобрести лишнее" и явился к известному банкомету Чекалинскому. Пушкинский персонаж поставил в первый же вечер все свое состояние (47000) на тройку и выиграл соника. Во второй вечер он поставил удвоенный капитал (94000) на семерку и опять-таки выиграл соника. В третий вечер он поставил на туза уже 188 тысяч. В случае выигрыша он унес бы с собой 376 тысяч.

"... Направо легла дама, налево туз. - Туз выиграл! - сказал Герман и открыл свою карту. - Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский. Герман вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как он мог так обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась..."



Случайные статьи

Вверх