Artmoney опыт. Программа ArtMoney — чем она полезна, и как ею пользоваться

Как пользоваться артмани?

Прежде чем разбираться, как пользоваться программой артмани (ArtMoney), кратко осветим назначение этой программы, ее основные функции и просто посмотрим, что это вообще такое.

Артмани: суть программы

Программа ArtMoney представляет собой компьютерную программу с закрытым исходным кодом. Основная функция программы в редактировании различных численных параметров компьютерных игр, то есть получение бесконечных патронов, денег, жизней и т.д.

Предупреждение для любителей онлайн и сетевых игр. Данные этих игр хранятся на сервере, а программа артмани дает доступ к изменению лишь данных, хранящихся на пользовательском локальном компьютере.

Артмани: принцип работы

Принцип работы программы по большей части такой же, как и у остальных программ данной категории, плюс артмани имеет более простой интерфейс, чем, например, chet engine.

Программа работает двумя способами:

  1. Поиск по файлу. Существует файл-конфигурации, в котором игра хранит пользовательские данные. Пользователь работает именно с этим файлом.
  2. Поиск в памяти процесса игры. В специальном окне программы пользователь ищет необходимый процесс - то есть свою запущенную игру.

Теперь непосредственно о том, как пользоваться артмани.

Понятно, что скачала программа должна быть скачана и установлена на Ваш компьютер. Запустите программу.

  1. Затем запустите игру и сверните ее.
  2. В программе артмани в специальном окне выбираем процесс (нашу игру).
  3. Далее жмем "искать", а в поле "значения" вводим числовые данные, которые Вы хотите изменить. Значение это должно равняться тому, что наблюдается у Вас в настоящий момент. Например, Вы хотите увеличить деньги. Сейчас у Вас значение денег равно 1000. Поэтому вводим в "значения" 1000 и жмем "окей".
  4. Заходим в игру и меняем значение параметра (у нас из примера - деньги), то есть тратим деньги или зарабатываем. Главное, чтобы изменилось числовое значение. Запомните его (допустим 800).
  5. Сверните игру. В программе артмани нажмите "отсеять". А затем введите в "значение" новое количество денег, то, на которое Вы изменили (заработали или потратили), т.е. 800 из примера. Жмем "окей".
  6. Производим поиск тех ячеек, где значение изменилось с 1000 на 800. В данных ячейках введите нужное количество денег. Если ячеек слишком много, просто повторите шаги 4, 5.
  7. Возвращаемся в игру и бежим тратить деньги, на что хочется.

Если Вы не до конца разобрались, как пользоваться артмани, видео уроки могут помочь Вам. Ищите их в интернете.

Artmoney - это программа, которая поможет вам пройти сложные участи игр, для которых у вас постоянно не хватает жизни, энергии, патронов, денег и других ограниченных параметров. Для игр, установленных на компьютере, она сканирует в памяти адреса ячеек, которые отвечают за те или иные параметры и корректирует их. С сетевыми играми Artmoney не работает, так как они установлены на удаленном сервере, обрабатываются исключительно его ресурсами, а вам доступен только интерфейс управления игрой. Очень хорошую помощь данная программа способна оказать детям, у которых еще пока нет полноценных игровых навыков, а попробовать игру хочется да еще и так, чтобы не расстраиваться от постоянных неудач.


Перед тем как начать пользоваться Artmoney, программу разумеется нужно скачать и установить на компьютер, если она еще у вас не установлена. Скачивать рекомендуем исключительно с официального сайта .
После загрузки установочного файла, запустите его двойным кликом мышки и выполните все необходимые действия для установки программы.

Как пользоваться Artmoney

  1. Запускаем только что или ранее установленную программу Artmoney.
  2. Запускаем игру, в которой нужно откорректировать требуемые параметры. В качестве примера нами использована старая и знакомая многим игра - 3D Pinball.


  3. Переходим в окно Artmoney и кликаем по полю с надписью «Выбери процесс». В появившемся списке процессов, запущенных от вашего текущего пользователя, выбираем процесс игры по его названию.


  4. Нажимаем кнопку «Искать».


  5. В появившемся окне устанавливаем значение, соответствующее величине текущего параметра. Мы будет искать количество заработанных балов, которое составляет 27500. Устанавливаем данное значение в поле «Значение», а поле тип оставляем «Целые (стандартные)». Нажимаем кнопку «Ок».



  6. После того, как процесс поиска параметров в памяти будет завершен, о чем можно судить по полностью заполненной шкале статус бара, нажимаем кнопку «Ок».


  7. В левой части окна появятся найденные адреса ячеек памяти, которые соответствуют данному значению.

    Игре из всего списка, как правило, принадлежит только один или два адреса. Чтобы их определить нужно отсеять ненужные адреса.

    Для этого заходим в игру и изменяем значение искомого параметра. В нашем случае заработаем еще немного очков.


    После этого возвращаемся в Artmoney и нажимаем кнопку «Отсеять».


  8. В открывшемся окне вводим новое установившееся значение балов - 141000. Нажимаем кнопку «Ок».


  9. Отсеиваем подобным образом ячейки памяти до тех пор, пока слева не останутся одно или два значения адресов. Нам это долго делать не пришлось и все получилось с первого раза.
  10. Теперь нужно перенести найденные значения адресов в правую сторону окна Artmoney, выделив параметр слева и нажав красную стрелку. Перенесите вправо все найденные значения.


  11. Теперь вы можете делать с найденными значениями все что вам нужно: изменять, удалять, замораживать (устанавливать постоянное значение). Для изменения параметра кликните дважды по числовому значению и отредактируйте его.


    Для заморозки сделайте клик правой кнопкой мышки в первом столбце значения и в появившемся меню выберите пункт «Заморозить». В результата перед данным параметром в узком столбце с названием «З» должен появиться крестик.
  12. Чтобы не искать таблицу адресов каждый раз заново можно сохранить ее на диске компьютера, а после каждого запуска игры загружать ее в Artmoney. Сохранение и загрузка выполняются кнопками «Сохранить» и «Загрузить» внизу главного окна программы.
Подобным образом, отсеивая адреса ячеек памяти, можно находить даже те значения, которые не представлены в числовом значении, а имеют вид изменяющейся шкалы (например, уровень жизни). Кроме того, Artmoney успешно работает с кодированными значениями. Ознакомиться со всем функционалом программы вы сможете с помощью достаточно подробной встроенной справки на русском языке и закрепите полученные знания в процессе практического использования. Об основах использования Artmoney мы все рассказали.

Получайте удовольствие от игр, а не разочарование, берегите нервы, не теряйте уверенности в своих силах, не занижайте самооценку, пользуйтесь Artmoney.

Для того, чтобы редактировать информацию внутри игры нужен правильный инструмент. Сегодняшний инструмент - программа ArtMoney, которая доступна для скачивания на сайте.

У программы есть встроенный поиск памяти , хотя из-за тенденции создания SVN база данных не может поддерживать такую настройку долгий промежуток времени.

У нее есть проблемы с 64-битным процессом, в котором он значительно замедляется. Это делает взлом с помощью Dolphin and DeSmuMe простым делом.

Мы покажем и расскажем, как пользоваться artmoney.

Пример взлома 1 - WarCraft III (ПК)

Запустите WC3 и выполните сценарий. Обратите внимание, сколько золота в вашей шахте.

Например, у вас есть 25000 золота в шахте.

  • Нажать клавиши Alt + Tab и запустить ArtMoney.
  • В режиме [Выбор процесса] выберите «WarCraft III», теперь нажмите [Поиск].
  • Установите поиск в «Точное значение» (потому что вы знаете, сколько именно денег вы ищете).
  • Введите число 25000. Тип filed: чтобы узнать, какой тип номера, нужно только использовать свою логику. Нажмите кнопку […], чтобы выбрать тип.
  • Поскольку значение равно 25000, он не может быть равным 1 байту (Макс 255). И он не может быть равен 2 байтам (Макс 65535) .

Обычно денежная стоимость устанавливается в Integer 4 байта (самая высокая сумма денег, которую я знаю, составляет 99,999,999, а максимальная сумма 4 байт составляет 4 294 967 295).

Проверьте Integer 4 Byte и снимите отметку с других параметров.

  • Нажмите . В поле «Тип» должно быть написано «Пользовательский» или «Покупатель» .
  • Оставить диапазон адресов для ВСЕХ. Нажмите ОК . В зависимости от скорости процессора вы должны получить список адресов за минуту.
  • Вернитесь к WC3. Командуйте одним из ваших пеонов, чтобы войти в золотой рудник, таким образом уменьшив количество золота на 10. Теперь в шахте вашего золото будет 24990.
  • Alt + Tab и обратно в программу. Нажмите кнопку [Фильтр]. Введите 24990 в поле значений. Нажмите ОК . Количество адресов должно быть уменьшено.
  • Вернитесь к WC3 и отдайте команду одному из ваших пеонов, чтобы он вошел в золотой рудник, уменьшив количество золота на 10. Теперь в шахте ваше золото будет 24980.
  • Alt + Tab для программу. Нажмите кнопку [Фильтр] . В поле значения введите 24980. Нажмите «ОК» . Повторяйте эти действия между WC3 и ArtMoney, уменьшая золото в шахте и фильтруя адрес в процессе. Рано или поздно вы получите 1 адрес. Нажмите на адрес в левой таблице и нажмите красную кнопку со стрелкой.

Адрес должен переместиться в правую таблицу, где вы можете ее отредактировать. Введите другое значение, например 100000.

ПРИМЕЧАНИЕ: Значение не изменится, если в поле значений все еще есть текстовый курсор!

Вернитесь к WC3 и посмотрите, обновляется ли золотая руда. Если да, то поздравляем! Вы сделали первую фильтрацию адресов!

На данный момент вы можете немного поиграть с ArtMoney, пока у вас не появится «инстинкт выбора адреса», особенно поиск памяти при меньшей эмуляции консоли.

В некоторых случаях файлы не будут иметь только один адрес.

Пример взлома 2 Resident Evil

Начните игру, убедитесь, что в игре у вас хорошее здоровье, поскольку, если вы мертвы, это может усложнить ситуацию. Используйте сохранения ePSXe, чтобы помочь вам в этой процедуре.

Примечание. Утилита имеет функцию состояния, но мы не будем использовать это, когда я ссылаюсь на состояние сохранения или загрузки.

Сохранитесь, прежде чем встретить врага. Перейдите в ArtMoney. Используйте следующие параметры:

Выберите «Процесс» : «ePSXe …» (зависит от вашего номера версии). Поиск: «Неизвестное значение» .

Тип: ‘Integer 2 Byte’. Нажмите ОК . Когда поиск закончен, вернитесь к Resident Evil и идите к врагу. Позвольте врагу ударить вас один раз и приостановить игру.

Вернуться к ArtMoney:

Фильтр: Неизвестное значение

Значение: уменьшено

Нажмите ОК .

Пусть враг снова ударит вас и пройдет процесс фильтрации. Если ваша жизнь опустится до опасной отметки, и вы думаете, что умрете от следующего удара, используйте предыдущее сохранение.

Следующая процедура применяется, когда вы использовали сохранение: используйте свой здравый смысл: вы вернулись к сохранению до того, как ваше здоровье полностью опустилось, поэтому оно имеет большее значение, чем последний фильтр.

Фильтр: Неизвестное значение

Значение: увеличено

Нажмите ОК .

Пусть враг ударит вас, а фильтр «Уменьшится» . Продолжайте фильтровать назад и вперед, пока не останется 1 адрес.

Добавьте адрес в таблицу. Измените значение. Изменено ли ваше состояние жизни? Если да, то бинго.

Общие хакерские трюки

В связи с тем, как , большинство адресов, которые вы ищете, скорее всего, расположены по четному адресу (адрес завершен по четному номеру, например 00BA0310, 00BA0314, 00BA031A, 00BA031E и т. Д.).

Денежная стоимость обычно сохраняется с помощью Integer 4 Bytes.

Статистика персонажа также помещается подряд всех этих номеров. Если ваш персонаж имеет максимум 99, это скорее всего целочисленный 1 байт.

Если этот конкретный stat хранится на 00F90314, следующий стат, скорее всего, сохраняется в 00F90315 или 00F90316.

Обычно есть два типа адресов:

Предопределенный адрес - в вашем инвентаре хранится только количество предметов, и игра организует их по определенному заказу в вашем инвентаре. Обычно у вас нет возможности упорядочивать ваш товар вручную.

Адрес слота - ваш инвентарь состоит из типа элемента и номера позиции. Обычно у вас есть возможность сортировать элементы вручную. Адрес элемента может быть сохранен на каждый слот (т. е. элемент 1 тип, за которым следует номер пункта 1) или по типу (т. е. тип элемента 1, за которым следует элемент 2 типа), до тех пор, пока все учетные записи инвентаризации не будут учтены, а затем запустите пункт 1 номер, Пункт 2 и т. д.).

Смещение изменения:

Многие игры и / или эмуляторы имеют рандомизированный адрес, такой как WarCraft III, Dolphin и DeSmuMe. В этих программах при следующем их запуске ваша таблица ArtMoney больше не укажет на правильный адрес. В этом случае вам всегда понадобится адрес в таблице, значение которого можно легко найти, например, деньги или пронумерованные точки хита.

Откройте таблицу:

Давайте использовать деньги для примера. Выберите денежный адрес из таблицы. Искать нужно деньги. Обычно они имеют в себе последний номер адреса.

Найдя его, нажмите на него, но не добавляйте его в таблицу.

После выбора [Щелкните правой кнопкой мыши] > Дополнительно > Авто применить смещение > Авто применить смещение ко всем

Эта команда настроит выбранный найденный адрес на выбранный адрес таблицы. Поэтому убедитесь, что вы выбрали правильный адрес таблицы.

Всем привет дорогие друзья! В этой статье я расскажу как я «срубил» один лимон рубликов. На самом деле это не совсем так. Точней все так, но только в виртуальном мире.

Получил я этот лимончик при помощи программы ArtMoney. ArtMoney — это программа, которая позволяет отредактировать параметры (мы их найдем и отсеем), которые в итоге дадут нам бесконечное количество денег! Но это еще не все… Можно редактировать абсолютно любые параметры, у которых есть числа, да и у которых нет (только сложнее). В итоге мы можем получить и денежки, и ресурсы, патроны, юнитов, ну или еще чего-нибудь. Круто правда?

Вот такая тема сегодня ребятки. Поговорим о том как взломать игру на деньги. Хотя словом взломать игру — грубо сказано. Выше уже был описан принцип. Сразу оговориться хочу, что программа не сможет взломать онлайн игру. Все дело в том, что параметры на сервере. Оттуда все берется на компьютер, там все храниться. Изменив параметр у себя на компьютере, он потом обновится на прежний, вот и все.

Кстати я не читер, но да, пользовался и признаю это. Бывает когда все достает я запускаю артмани и давай всех мочить! Кто увлекался компьютерными играми, тот меня поймет. Или когда просто делать нечего тоже пользовался. Так или иначе читы и игры давно в прошлом. Может на блоге сделаю прохождения, лишь бы не затянуло. Можете написать в комментарии, делать ли их или нет, поделитесь мнением. Стоит ли?

Программа платная но она того стоит. Есть и бесплатная версия, ссылку кину, но если есть деньги, то приобретите платную, не пожалеете! Я буду рассматривать именно платную версию, к бесплатной статья тоже подойдет. Главное чтобы бесплатная процесс не игнорировала, часто осечки бывают. В платной версии такого нет. Всегда все работает. Стоит всего 290 рублей. Согласитесь это небольшие деньги. Вот ссылка на бесплатную — клик .

Если вы подписаны на мой блог, то вы можете получить PRO версию абсолютно бесплатно! Для этого зайдите вот и напишите мне сообщение мол Алексей, я ваш подписчик и хочу получить обещанное. Что-то в этом роде. Тема письма ArtMoney. Потом я проверю действительно ли вы мой подписчик и вышлю вам на почту архив с программой и ключом активации.

Ок. Скачать вы знаете где, а вот как пользоваться артмани вы не знаете… Я по началу тоже ничего не понимал, читал инструкцию у программы, что была в разделе «Помощь». Но по нулям. А на деле все очень просто оказалось. Давайте разбираться в общем. Разберу человеческими словами, а не так как в инструкциях. Хотя там тоже можно сообразить. И да, я сейчас скорее для мелких рассказываю. Но если вам интересно, то читайте. И еще на тот момент, когда я сам не понимал как же «взламываются игры», я тоже был мелким…. Ладно ладно, все, поехали.

Показать скрытое содержание

Запускаем установщик. Видим окно с приветствием мастера установки. Кликаем мышкой «Далее».

Читаете (если хотите) соглашение. Принимаете его и жмете «Далее».

Выбираете путь установки программы и переходите дальше.

Выбираете так, как вам угодно. Я ставлю все и не парюсь.

Тут тоже как хотите, так и ставьте. Снова «Далее».

Ну и нажимаете «Установить». Ждете когда программа установится и можете запускать.

Сказ о том, как взломать игру

Итак. У вас есть программа. Уже установлена и в полной боеготовности! Запускаем какую-нибудь игру. Я запустил первую попавшуюся — это Азангара , алаваровская игра. Ищем нужное число, которое хотим изменить. У меня это очки в игре и на данный момент, их 0. Значит запоминаем это число, то бишь нулик и сворачиваем игру. Сворачивается при помощи Alt + Tab , если кто не знает… Далее запускаем artmoney.

Выбираем в программе процесс, соответствующий игре и нажимаем на кнопку «Искать».

Вбиваем то число, которое запоминали. То бишь то, которое хотим изменить. У меня нулик.

Ввели. Кликаем «Окей». Программа начнет поиск адресов. Просто ждем окончания.

Дождались, теперь заходим снова в игру. Нам нужно изменить число, которое мы запоминали и искали (я изменил на 35). Делается это для того, чтобы программа смогла отсеять ненужные адреса. Изменяем и запоминаем. Сворачиваем и открываем артмани. Начинаем отсеивать адреса. Для этого нажимаем на соответствующую кнопку — «Отсеять». Откроется окно, в котором нужно ввести число, что у нас в уме. Ввожу 35 и жму «Окей».

Ждем пока artmoney отсеет ненужное. Вообще поиск или отсеивание может длиться как медленно так и быстро. В зависимости от взламываемой игры. У меня маленькая игра, поэтому отсеивается быстро. И шагов отсеивания тоже меньше.

Отсеяли. Что на счет шагов. Если в левом столбике по прежнему много адресов, то продолжаем отсеивать по такому же принципу. То есть изменили число в игре, свернули, нажали отсеять, вбили число, отсеиваем. И так пока адресов не станет меньше. Ну к примеру 3-4. Кому как угодно, главное найти нужный! Чем меньше адресов тем лучше. В будущем если вы будете перебирать их, менять то у одного значение, то у другого, игра может зависнуть.

После отсеивания просто нажимаем на красную или зеленую кнопочку переноса. И в правом окне уже можете редактировать значения адресов и смотреть на результат. Так же можно заморозить число, чтобы в игре оно оставалось неизменным. Для этого ставим крестик в первом столбике под названием «З». Так же можно Задавать описание. В данном случае у меня деньги, могу так и написать «Деньги» — это чтобы не запутаться. Ну вот и все, игра взломана в общем то!

А вот как взломать жизни в игре, которые отображаются в ней полоской, а не числами — придется попыхтеть. Я пробовал но забил. Там нужно искать в диапазоне, так как точное число неизвестно… Если показывают проценты поверх полоски, то да можно и точным значением. Чаще всего пользуются именно таким методом взлома, который описан выше.

Еще я хотел бы дать вам таблицу в конце этой статьи. В ней расписаны все типы адресов artmoney. Выбирают их тогда, когда нажимают кнопку «Искать». Там же можно выбрать «Диапазон значений» или «Точное значение».

Иногда типы могут не совпадать с примечаниями. Например целое 4 байта — это будут ресурсы или предметы. Но чаще всего все так, как приведено в таблице. Бывают исключения.

Ну а на этом все, подписывайтесь, пишите комментарии если что не понятно. Желаю удачи во взломе игр!

ArtMoney – это специальная программа, предназначенная для принудительного изменения значений числовых переменных в активных приложениях. Проще говоря, с помощью ArtMoney можно изменить любое цифровое значение в той или иной игре. Количество денег, ресурсов, патронов, очков характеристик, жизней – в общем, все, что выражено цифрами. Конечно, перед использованием программы ее необходимо скачать и установить, однако сложностей с этим не возникнет, так как в интернете есть множество сайтов, предлагающих скачать ArtMoney.

Поиск переменной

После того как вы установили ArtMoney на свой компьютер, запустите ту игру, в которой хотите что-то изменить. С помощью комбинации Alt+Tab переключитесь обратно на рабочий стол и запустите ArtMoney. В выпадающем списке «Выбор процесса» найдите исполняемый файл требуемой игры.

Переключитесь обратно в игру и запомните то значение, которое хотели бы изменить. Например, количество денег на вашем счету. Снова переключитесь на ArtMoney, нажмите кнопку «Искать» и в поле «Значение» введите запомненное число. Что касается остальных пунктов и полей, то с ними имеет смысл экспериментировать, когда вы достаточно разберетесь в программе, а до тех пор лучше оставить настройки по умолчанию. Нажав «Ок», вы запустите процесс поиска переменных.

Как отсеять лишнее?

Вероятнее всего, программа выдаст огромное количество результатов – порядка нескольких тысяч. Чтобы сузить область поиска, вам нужно вновь переключиться на игру и тем или иным способом изменить значение, к примеру, потратить немного денег. Новое число также нужно запомнить, переключиться на ArtMoney, нажать кнопку «Отсеять» и ввести новое значение. Снова нажмите «Ок». После каждого отсеивания в списке результатов будет оставаться все меньше адресов переменных. Вам нужно будет повторять процедуру, пока не останется лишь один адрес.

Теперь осталось нажать на красную кнопку со стрелкой и переместить найденный адрес в правое поле таблицы, где в него можно будет вносить изменения. Введите новое значение, переключитесь в игру и вы увидите, что количество денег на счету выросло. Кроме того, в таблице вы можете поставить галочку в столбце «З», это «заморозит» значение переменной, так что количество ваших ресурсов не изменится, сколько бы вы ни тратили.

Некоторые нюансы

Существует несколько нюансов и ограничений, связанных с использованием ArtMoney. Например, вне зависимости от количества отсеиваний, в результате может оставаться не один, а несколько адресов. Это связано с тем, что в некоторых играх используется несколько переменных для одного и того же значения. В этом случае нужно перенести в правое поле все найденные адреса и изменить их.

Учтите, что ArtMoney вносит изменения только в исполняемый файл на вашем компьютере: программе не под силу изменить значение на удаленном сервере, поэтому для многопользовательских игр ее применить не получится. Даже если в своем игровом клиенте вы будете видеть измененное значение, фактическое количество ресурсов не изменится.



Случайные статьи

Вверх