Оканчиваются глаголы 2 спряжения. Изучаем слова исключения в русском языке

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений) , стихотворные способы запоминания (зрительные опоры) , карточки с заданиями.

Доска:

Смотр. т вид. т:

дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подхoд . т он.

Вот и слыш . т , будто стон…

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб. жать – бег
отн. сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал ”, “что делает ”, “что будет делать ”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования) . Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив ).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду ” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь) ;

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II) , -еть (I) .

4. Постановка проблемы

– Прочитаем стихотворение-шутку:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить ,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить .

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил .

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

К морю лишь подхoд . т он,

Вот и слыш . т , будто стон…

Смотр. т вид. т : дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

смотрят

-ишь

-ют

слышать

слышет

слышут

видеть

Видешь

видят

-ит

-ат

-ишь

-ют

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений) .

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь , он видит и видят они)

Весёлые рифмы

Как начнёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слышать ,
Ну а руки – всё держать .
На меня начнёшь смотреть ,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть ,
Буду от тебя зависеть ,
Раз ты смог меня обидеть .
Буду я тебя не видеть ,
А открыто ненавидеть .

8. Первичное закрепление

стих про слова исключения 2 спряжения!

  1. Как начншь меня ты гнать,
    Перестану я дышать,
    Перестанут уши слышать,
    Ну а руки вс держать.
    На меня начншь смотреть,
    Будешь ты меня вертеть
    Буду вс равно терпеть,
    Буду от тебя зависеть,
    Раз ты смог меня обидеть.
    Буду я тебя не видеть,
    А открыто ненавидеть.
  2. Видеть, слышать и обидеть,
    Гнать, терпеть и ненавидеть,
    И дышать, держать, смотреть,
    И зависеть, и вертеть.
    50 лет прошло, а вс ещ помню.)
  3. Ко второму ко спряженью
    Отнесм мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить.
    И ещ: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать, терпеть,
    И зависеть, и вертеть.
  4. Гнать, держать, смотреть и видеть,
    Дышать, слышать, ненавидеть,
    И зависеть, и терпеть,
    И обидеть, и вертеть.
  5. В классе должен ты все ВИДЕТЬ,
    В классе должен ты все СЛЫШАТЬ,
    Свежим воздухом ДЫШАТЬ.
    От тебя будет ЗАВИСЕТЬ,
    Чтоб пятерку уДЕРЖАТЬ.
    Ложь ты должен НЕНАВИДЕТЬ,
    Лгунов в классе не ТЕРПЕТЬ,
    Никого нельзя ОБИДЕТЬ,
    Нельзя слабого проГНАТЬ.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим об одном из самых сложных видов частей речи в русском языке - о глаголе. Неудивительно, что у иностранцев при изучении этой части речи всегда возникают трудности, ведь даже русскоязычные люди, очень часто совершают ошибки. Итак, что же собой представляет спряжение?

Спряжение - это изменение формы глагола по лицам и числам. В русском языке всего 2 вида спряжения: 1-ое и 2-ое, но здесь достаточно много исключений, которые необходимо запомнить. Лицо в русском языке -это категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Насколько нам известно из предыдущих статей, что в русском языке 3 лица: 1- относятся местоимения я, мы. Ко 2 лицу относятся - ты,вы. К 3-ему относят - он, она, оно, они.

Чтобы понять к какому спряжению относится тот или иной глагол, нам необходимо знать,что важное место здесь занимает ударение. Дело в том,что спряжение определяется по окончаниям и суффиксам глагола.

1. По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени.
2. Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксам неопределенной формы. Рассмотрим, как определить спряжение по личным окончаниям, выделенные буквы у нас находятся под ударением:

1 спряжение

Лицо Окончания Ед. ч. Окончания Мн. Ч. Пример
1 -у/ю -ем Рису ю/Растё м
2 -ешь -ете Рису ешь/Растё те
3 -ет -ут/ют Рису ет/Рису ют

2 спряжение

Если же окончания у нас безударные, то, чтобы определить спряжение глагола, нам необходимо обратиться к неопределенной форме и по суффиксу определить нужное спряжение. Но в русском языке есть много исключений, о которых я писала выше.

Глаголы 1 спряжения представлены следующими суффиксами:

  • глаголы в неопределенной форме с суффиксом -еть, кроме 7 глаголов-исключений: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть .
  • глаголы, имеющие в неопределенной форме суффикс -ать, кроме глаголов-исключений: дышать, гнать, слышать и держать .
  • три глагола с суффиксом - ить: зиждиться (основываться на чём-то), стелить и брить .
  • все глаголы с суффиксами: -оть, -уть,-ть: обуть, полоть, смолоть.
Глаголы 2 спряжения:
  • все глаголы, имеющие суффикс -ить , кроме 3-х глаголов, которые были описаны в 1 спряжении.
  • семь глаголов с суффиксом -еть : которые были описаны в 1 спряжении.
  • четыре глагола-исключения с суффиксом -ать : описаны в 1-ом спряжении.
Однако, в русском языке очень много разноспрягаемых глаголов, которые могут относиться как к 1, так и ко второму спряжению, например,

Хотеть, чтить, бежать, прощать

Данные глаголы относятся частично к 1 и 2 спряжению.

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Вконтакте

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.



Случайные статьи

Вверх