Композиция поэмы Блока "Двенадцать": основные особенности. Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать

Особенности композиции и языка поэмы «Двенадцать».

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.

Поэма «Двенадцать» характеризуется соединением реалистического и симво-листического начал. В содержании поэмы - история. Блок стремился запечатлеть переломный этап в развитии истории России. Это обуславливает жанр и поэтику. Образы, детали, не теряя своей конкретности и реалистичности, приобретают обобщающий и символичный смысл, что характерно для всего творчества Блока.

Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Композиция поэмы достаточно сложна, но чрезвычайно важна для восприятия и понимания произведения. Постараемся рассмотреть ее.

Важен для восприятия композиции поэмы ее сюжет. В основе сюжета -любовная история, отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Случайное убийство Катьки отражает блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек. Убийство Катьки отражает убийство старой России. Стихия бушует не только на улицах Петербурга, но и в душах людей. Основной конфликт поэмы - борьба старого - нового, света - тьмы, добра - зла - получает отражение в судьбах героев. Жизненная обстановка, в которой осуществляется первая в мире социалистическая революция укрупняет масштаб изображения до всемирно-исторического. Каждая деталь имеет символическое значение.

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер воспринимается как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию.

Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, вете -

На всем божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуи на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться.

ратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить! Через городской романс автор приходит к четкому революционному маршу:

Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...

Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова - не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась:

Ужмы плакали, плакали...

Поскользнулась

И- бац -растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Поэт показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени.

Еще один композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха.

Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

Все эти приемы, сочетаясь и переплетаясь в поэме, выражают всю глубину этого произведения и авторского отношения к происходящим событиям.

Е. Эткинд выдвигает гипотезу о том, что главы-эпизоды поэмы оказываются попарно симметричными: первая глава имеет смысловое и образно-тематическое соответствие с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой, третья — с десятой и т.д. Давайте разберемся, какова композиция поэмы Блока «Двенадцать».

В самом деле, соответствие на образно-тематическом уровне первой и двенадцатой глав представляется очевидным: их объединяют городской пейзаж, на фоне которого развивается действие, образы ночи и вьюги, покрывших собой всю вселенную, холодного ветра, дующего на «всем белом свете». Но в первую очередь именно пространство позволяет соотнести первую и двенадцатую главы: оно предельно расширено, включает в себя не только пространство Петрограда, но и ночь, простирающуюся над всем миром, вьюгу, продувающую мир. Во всех других главах-эпизодах художественное пространство предстает более узким, действие происходит лишь в ограниченном пространстве петроградского патруля.

Кроме того, художественное пространство в первой главе поэмы «Двенадцать» Блока сужается, из вселенной становится Петроградом, обретает реальные черты, появляются прохожие, здания, признаки политической власти. Канат, протянутый от здания к зданию, как бы стягивает, сужает художественный хронотоп, обозначает его пространственные и временные координаты: это петроградская улица, на которой и будут разворачиваться события поэмы, а содержание плаката «Вся власть Учредительному Собранию!» точно определяет время действия поэмы.

В последней, двенадцатой главе наблюдается обратное движение. Смысловое пространство поэмы вновь стремится к расширению. Но если в первой главе сужается пространство, имеющее в художественном мире поэмы статус реального (пространство конкретизируется, появляются реальные детали городского пейзажа, слышатся голоса людей на улице), то в последней главе раздвигается образно-смысловое пространство. Это видно в том, как голодный пес — реальный обитатель городской подворотни, плетущийся почему-то за отрядом, — теряет эти реальные очертания, превращаясь во всеобъемлющий и страшный образ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались — поколочу!

Образ старого мира, поджавшего хвост и скалящего зубы в беспомощной волчьей злобе, оправдывает мироощущение отряда, идущего по собственному городу и чувствующего в отношении к себе неумолимую и трусливую враждебность окружающего.

Образ нищего голодного пса, обретающего метафизические черты и воплощающего обреченность старого мира, делает закономерным появление и образа хохочущей вьюги («Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах...»), и образа Христа, завершающего поэму.

Обратите внимание на то, что обе главы построены на контрастах. Как в последней главе объясняется и конкретизируется антитеза, заявленная в первой: «Черный вечер. / Белый снег»? Кроме того, сходство глав подчеркивается еще и тем, что ни в первой, ни в последней главе не говорится о двенадцати. В первой главе отряд лишь угадывается: кому же еще могут принадлежать реплики «Что впереди? Проходи!» или «Товарищ! Гляди / В оба!». В двенадцатой главе первый же стих лишен подлежащего: «...Вдаль идут державным шагом...», их присутствие угадывается по репликам: «— Кто еще там? Выходи!», но поэмное действие переносится с изображения событий внутри отряда во внешнее пространство, стремительно расширяющееся в последней главе.

Между первой и последней главами поэмы, формирующими ее кольцевую композицию, находятся десять глав, тоже попарно симметричных. Главы вторая и одиннадцатая повествуют о движении отряда, который в обоих случаях назван «двенадцать», содержат множество словесных и образно-тематических соответствий. Покажите эти соответствия, проанализируйте их. Кроме того, эти главы связывает музыкальная тема марша, в обеих содержится упоминание о недремлющем враге: двустишие из второй главы «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!» находит подтверждение в одиннадцатой: «Вот — проснется / Лютый враг...»

Третья и десятая главы поэмы «Двенадцать» тоже образуют композиционное кольцо. Третья глава, состоящая из трех песен, поющихся на разный мотив и разными голосами, вновь создает ощущение многоголосия, хаоса, царящего в мире. В десятой главе конструкция повторяется. Она начинается народно-песенным четверостишием, а затем идет песня из второй главы, перефразированная в лозунг и вновь создающая ощущение близости недремлющего врага:

Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Это двустишие сменяется напевом «Варшавянки». Обе главы полифоничны, многоголосы, нестройны, в обеих преобладает песенный хорей. Но главное, что объединяет обе главы — это художественное пространство: действие происходит внутри отряда, в обеих содержатся песни, распеваемые красноармейцами, и диалоги, которые они ведут между собой.

Четвертую и девятую главы объединяет образ врага, как его видят и представляют двенадцать. В четвертой главе появляется образ Ваньки, уже знакомый по второй главе. Покажите, как этот образ конкретизируется в четвертой главе. Как в ней возникает мотив ненависти и ревности? Можно ли предположить, что в ней воспроизведены эмоции Петрухи, ревнующего свою возлюбленную?

В девятой же главе мы видим аллегорически данный образ врага (буржуй на перекрестке, старый пес), как он предстает в сознании петроградского патруля:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

В следующей строфе эта, казалось бы, бытовая уличная зарисовка обретет символический, бытийный смысл, превратившись в обобщенный образ старого, уходящего мира.

Главы пятую и восьмую поэмы Блока «Двенадцать», композиция которой нас интересует, объединяет в первую очередь художественное пространство: оно еще более сузилось, в них представлено эмоциональное состояние одного героя — Петрухи. Пятая глава — его внутренний монолог, обращенный к Катьке, монолог, исполненный ревности, отчаяния, муки от утраты возлюбленной. Восьмая глава как бы зеркально отражает пятую, но уже после убийства.

Центральные главы поэмы, шестую и седьмую, объединяет драматическое начало: их структуру характеризуют действие и диалоги, обе главы полифоничны. Но главное конечно же то, что они связаны сюжетно: в одной совершается убийство, в другой переданы переживания Петрухи и утешения его товарищами после — убийства. Именно в седьмой главе обнаруживается, сколь трагически переживает герой случайное убийство, сколь глубоки его чувства к Катьке. Совершенное убийство резко изменяет героя, выделяя его из среды товарищей. Утешения товарищей, стремящихся его подбодрить, вызывают его на исповедь о том, что значили для него отношения с Катькой, — так, как он может их осмыслить, находясь на своем уровне культурного и интеллектуального развития.

Разумеется, убийство (6-я глава) и последующие события (7-я глава) оказываются кульминацией поэмы, в которой пересекаются две ее сюжетные линии: общественно-политическая (движение отряда по петроградским улицам, соотнесенное со внутренними изменениями, которые переживают красноармейцы) и частная, любовная, связанная с развитием любовного треугольника (Петруха, Ванька, Катька). Кульминация (убийство) вызвана не только точкой совпадения любовного и конкретно-исторического сюжета (личная обида Петрухи на Ваньку, с которым «гуляет» теперь Катька, накладывается на классовую вражду к нему, который «стал теперь богат», который мыслится двенадцатью как «буржуй»), но и столкновением неких противоположных начал, изображенных в поэме. Эти противоположные начала, присутствующие в художественном мире поэмы, символизируют образы двух ветров: один врывается в поэму с самого начала, дует в спину петроградскому патрулю, помогает идти, как бы сопутствует ему, рвет плакат враждебного большевикам политического содержания. Другой «врывается» в поэму из последних глав, дует красноармейцам в лицо («И вьюга пылит им в очи...»), препятствует им, превращаясь в пургу: «Ох, пурга какая, спасе!», — восклицает один из двенадцати. Вьюга сыпет снег в лицо, не дает оглянуться, мешает идти вперед.

Эти два ветра, дующие как бы навстречу друг другу, символизирующие некие противоположные начала, сталкиваются в самом центре поэмы, порождая слепое, нелепое, случайное убийство Катьки, которая совсем уж не заслужила такой участи.

Таким образом, поэма «Двенадцать» имеет строгую, симметрично выстроенную пространственную композицию. Главы здесь попарно симметричны, художественное пространство сужается от первой главы до шестой и расширяется от седьмой до двенадцатой. Столкновение в композиционном центре двух ветров, символизирующих разные начала бытия, совпадает с кульминацией сюжета и порождает трагедию убийства (которое, в сущности, вовсе не осмысляется двенадцатью как трагическое — покажите это, обратившись к словам утешения, которые слышит от своих товарищей Петруха).

В поэме двенадцать главок. Первая носит характер экспозиционный. Здесь крупным планом дан пейзаж, на фоне которого развертывается действие: черный вечер; белый снег; ветер, сбивающий людей с ног и срывающий уже устаревшие плакаты, годные разве что на портянки; тени старого мира - старушка, буржуй, писатель-вития, поп, проститутки, бродяга... Во второй главке появляются герои поэмы:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

В третьей главке сказано, что эти люди “пошли в красной гвардии служить”. В четвертой, пятой, шестой, седьмой в поэму входит новый круг тем: разгул Ваньки, ревность Петрухи, убийство Катьки, раскаянье убийцы и - апофеоз “буйного веселья” двенадцати:

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Восьмая и девятая главки - центральный и поворотный момент поэмы. Здесь сюжет ломается: все мелкое и личное, выдвинувшееся было на первый план повествования (бесшабашная удаль, любовная трагедия, ревность, преступление, отчаянье и “горе горькое” убийцы), как бы поглощается мощным величием разбушевавшихся революционных смерчей и вихрей. В десятой главке Блок аттестует своих героев уже совершенно иначе. Это уже не “голытьба”, а “рабочий народ”.

Если вникнуть в развитие сюжета, ясным становится, что поэт хотел показать, как его “двенадцать” в ходе революции превращаются в действительных героев эпохи, в истинных творцов революционного действия, хотел показать, как героика революции, борьба за великую цель поднимает даже таких людей на высоту нравственного и исторического подвига, перерождает их.

“Сладкое житье” и “скука скучная” - это как бы препятствие и западня на пути “двенадцати”. Но они проходят через это, и ничто уже не может задержать их “державного шага”. Они идут вперед, к своей далекой цели, вопреки всему, что есть в них темного, стихийного, пусть даже преступного, вопреки всему, что отяготело на них как наследие жестокого и рабского прошлого.

Вся художественная структура поэмы говорит в пользу такого ее понимания. После сцены убийства и раскаяния убийцы мотивы бесшабашной гульбы, анархического разбоя и т. п. Сходят на нет, и на первый план выдвигается тема несокрушимой силы восставшего народа, неудержимого и беззаветного движения “двенадцати” к открывшейся им цели.

Такое понимание поэмы находит опору в ее композиции и ритмических особенностях. В поэме резко выделены две темы, данные в единстве: тема ветра, вьюги, снежной пурги, разыгравшейся на пути “двенадцати”, и тема движения - “державного шага” героев. Лейтмотив поэмы - это безостановочный мерный шаг “двенадцати”, ритм марша, который побеждает и вытесняет ритмы разыгравшейся вьюги и беглые частушечные темпы стиха. Драматическое развитие сюжета воплощено в самой динамике непрерывного, стремительного и все возрастающего движения, выраженного в ритме.

Новое, революционное содержание властно требовало новой стихотворной формы, и Блок, отказавшись от своей привычной манеры, обратился в “Двенадцати” к народным песенно-частушечным формам стиха, к живой разговорной речи петроградской улицы 1917 г., к чеканному языку революционных лозунгов и прокламаций.

Никогда раньше Блоку не удавалось писать так свободно и просто, никогда еще его голос не звучал так сильно и раскованно. В “Двенадцати” он расширил свое искусство, выступил смелым новатором русского стиха. Народные куплетные и песенно-частушечные стиховые формы подняты в “Двенадцати” на высоту громадного драматического напряжения и приобрели черты монументальности.

Поэма построена по принципу симфонизма, по принципу взаимосвязи и соподчинения тем. Заключительная часть поэмы играет роль симфонического финала: здесь в сжатой форме снова повторяются проходящие через поэму мотивы ветра, снега, ночной темноты. Здесь же, по законам симфонического построения, полностью раскрывается основная тема - в образах “старого мира” - “голодного пса” и Христа - “вестника нового мира”

В “Двенадцати” Блок пошел по пути свободного скрещивания самых различных стилей поэтической речи и на этой основе создал произведение самобытного, резко оригинального стиля. В поэме сочетаются намеренно опрощенный, угловатый рассказ со “сниженными” разговорными интонациями (“На что такой плакат, такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, всякий - раздет, разут...”), чеканные лозунговые формулы, приобретающие особую выразительность в своей краткости (“Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”), солдатская частушка (“Как пошли наши ребята...” и др.), простонародная, фольклорная в своей основе песня-“заплачка” в сочетании с обрядово-игровой песней (“Ох ты, горе горькое...”), городской “мещанский” романс (“Не слышно шуму городского...”), торжественная патетика высокого стихового строя (“Так идут державным шагом...”). И все сплавилось в поэме в монолитное, нерасторжимое художественное единство.

В “Двенадцати” Блок существенно обновил и обогатил свой стихотворный язык. Он широко ввел в поэму живую народную речь с ее диалектизмами (чтой-то, столбушка, у ей, елекстрический, цыгарка, ни гугу, потяжеле, ружьеца и т. п.), специфическим жаргоном городского просторечия (“Ишь, стервец, завел шарманку...”, “Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль!..”), огрубленным словарем (брюхо, падаль, толстозадая, шелудивый, холера, подлец, стервец и т. д.). Особый и очень яркий колорит придают языку поэмы словечки и выражения, внесенные в речевую практику эпохой социальной ломки: “Ох, большевики загонят в гроб!”, “товарищ поп”, “у ей керенки есть в чулке”, “ну, Ванька, сукин сын, буржуй”, “с юнкерьем гулять пошла”,. “ты лети” буржуй, воробышком” и т. д. В русской поэзии “Двенадцать” - один из самых выразительных примеров полного и органического, осуществленного вне какой бы то ни было стилизации, слияния поэтического языка с живой разговорной речью.

Буржуазная эстетская критика ничего не поняла в “Двенадцати” как в произведении искусства, не поняла всей силы и смелости художественного новаторства Блока и встретила поэму глумлением не только из-за революционности ее содержания, но также из-за “грубости” формы и языка. Зато в молодой советской литературе поэма Блока встретила горячий отклик. Она отозвалась во многих произведениях советской поэзии.(В. Орлов “А. Блок”)

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить - В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! Через городской «жестокий романс» автор приходит к четкому революционному маршу: ...Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди... Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась: - Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И - бац - растянулась. Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей. Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников - каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции. Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим. If от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДВУХ МИРОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» - Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение - поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе - противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто?-Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития... И ОПЯТЬ...ветер веселый И зол, и рад... Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница. В зубах - цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: - Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? - Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.

Следует отметить, что поэма содержит двенадцать глав; героями поэмы являются двенадцать красногвардейцев, образ Христа, идущего впереди красногвардейцев, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами, все это, вероятно, может объяснить название поэмы.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую и передающих неразбериху, сумятицу того времени, которые царили и на улицах, и в умах. Действие происходит в революционном Петрограде. Ночь, зима, кабак, лихачи, патруль, уличные сцены, убийство женщины.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

«Слушайте музыку революции», - призывает Блок. В поэме слышится эта музыка.

Звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Слышен городской романс: «Не слышно шуму городского...»

Часто встречается частушечный мотив: «Запирайте этажи // Нынче будут грабежи!»

Прямо цитируется революционная песня: «Вперед, вперед, // Рабочий народ!»

Следует отметить своеобразие образов-символов в поэме.

Любимый образ Блока - ветер – здесь особый. Ветер космический, вселенский, вьюга, перемешивающая белый снег с черным вечером. Черный и белый вступили в противоборство.

Город тоже необычен: плакаты, реплики. Через этот город идут двенадцать человек, идут они из старого мира в мир новый, прекрасный. В «страшном мире» жили барыня в каракуле, старуха, поп, писатель-вития, пес. Образ пса в литературе вообще имеет богатую историю: мефистофелями, псами, чертями вся мировая литература обозначала что-то темное, злобное, античеловеческое. Вероятно, используя такой образ, Блок выражает свое отношение к наследию «страшного мира».

Однако главный в поэме не бытовой, а иносказательный, внутренний, план. В поэме звучат темы и мотивы «трилогии вочеловечения»: неукротимой стихии, «страшного мира», надежды на «преображение» мира и человека, борьбы света и тьмы.

Двенадцать красногвардейцев - это и «апостолы революции» (как их традиционно называют), и символическое обозначение массы, устремившейся к «новой жизни, путь к которой пролегает через насилие, невинную кровь (грабежи, погромы, убийство Катьки). Бойцы проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Любовная интрига играет главную роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Красногвардейцы воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них. Убийство Катьки рассматривается как революционное возмездие.

Так в поэме проявляется мотив ненависти и прослеживается затем в семи главах. Ненависть проявляется как святое чувство: «Злоба, грустная злоба // Кипит в груди…// Черная злоба, святая злоба…»; может она быть и святотатством: «…Пальнем-ка пулей в Святую Русь…».

Эпизод с убийством Катьки тесно связан с появлением в конце поэмы образа Христа как идеи прощения грешных, т.е. убийц. Это место в поэме Н.Гумилеву казалось «искусственно приклеенным». А.Блок ему ответил: «…я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». Иисус не с двенадцатью бойцами, он – впереди. Он, с кровавым флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения и надежды на то, что переступившие через кровь придут к идеалам любви, к вечным ценностям.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из самых непростых эпох в истории России, потому что революция это беспощадная схватка различны сил за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших лириков. Так заканчиваются поиски его лирическим героем смысла бытия, гармонии, обретённой им в единстве с судьбой России.

Значение творчества А.А. Блока

Имя А.А. Блока стало одним из самых заметных имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего Х1Х века и открыл поэзию ХХ века.

Литературовед В.Жирмунский сказал: «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт…с любовью».


Список литературы

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007..

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература XIX в. 11кл.: учебник-практикум для общеобразовательных учебных заведений. - В 3 ч. под ред. Ю.И. Лыссого. – 3 изд.- М.: Высшая школа, 2003.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХI–XIX вв.: учебное пособие / под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: Дрофа, 2005.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь А.Блока/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.


Письменная консультация по дисциплине «Литература»


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13



Случайные статьи

Вверх