Моисей – биография, фото, личная жизнь пророка
После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что...
Владельцы старинных икон задаются рядом вопросов: как определить ее стоимость и возраст, не написаны ли они «под старину» и имеют ли ценность? Самостоятельно найти ответы почти невозможно, так как оценка церковной утвари (так же, как и другого антиквариата) требует глубоких знаний и большого опыта в этой сфере.
Когда эксперты определяют возраст иконы, они учитывают множество факторов:
Важно! Нужно помнить, что встречаются не только старинные иконы, но и те, что писаны под старину. Иногда манера письма, особенности краски и обработки дерева передается так искусно, что определить истинный возраст и подлинность может только специалист.
У вас есть икона и вам важно определить ее подлинность и ценность? Обращайтесь в антикварный салон «Дом Антиквара ». Специалисты компании помогут определить икону по фото. Чтобы результат был максимально достоверным, необходимо отправить фотографии со всех ракурсов, чтобы специалисты смогли объективно оценить старинный предмет.
Старинная икона - предмет, требующий особого отношения. Оценить антикварную икону в Москве довольно сложно. Не по тому, что предложений по оценке нет, а по тому, что получив в свои руки Вашу реликвию, не подготовленный оценщик просто начинает перебирать стандартные признаки, по которым можно выгоднее её перепродать.
Вы нашли икону и не можете, понять старинная она или нет. Старинной, икона становится не от времени, хотя определённо можно сказать, что если она написана более ста лет назад - она уже старинная. Икона - это не просто изображение святого на доске. Во все времена, иконопись вбирала в себя чаяния и надежды людей. В зависимости от времени создания и от иконописца, который всегда учитывал пожелания заказчика, на иконную доску ложился актуальный для того времени и места сюжет, а фигуры его участников выписывались с различной тщательностью.
Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона бесценна. Но в наше время все имеет свою цену. Не стали исключением и старинные иконы. Их стоимость всегда очень высока, по ряду причин. Как правило, стоимость старинных икон - значение составное. Прежде всего, это уникальность и время обретения этой святыни. Святые иконы, датированные периодом до XVIII столетия, имеют более высокую стоимость, нежели старинные иконы XIX века, выполненные в традициях ближе к современной иконописи.
Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Огромное значение в формировании цены старинных икон играет и ее чудотворная сила, которая на протяжении многих веков помогает своим обладателям в разных жизненных ситуациях. Старинные иконы различаются по размеру и качеству письма. Особо популярными сюжетами этой категории святых икон являются писанные на дереве образы Вседержителя, Богородицы, Николая Угодника и Георгия Победоносца. В самом начале становления православной веры, эти образы были самыми почитаемыми на Руси. Даже самой далекой деревне, в каждой избе, иконы Спаса и Пресвятой Богородицы были неотъемлемым атрибутом. Чудотворная икона Николая Чудотворца, обычно была представлена даже в нескольких экземплярах - большого размера - в доме, поменьше в божнице и маленькая дорожная. Не последнее значение в стоимости старинных икон отводится имени мастера иконописца, технике и материалу, из которого она изготовлена.
Многие желающие продать старинную икону, интересуются, как оценить стоимость такой иконы. Реальную цену старинной иконы можно узнать, обратившись к искусствоведам-профессионалам. Среди большого количества экспертов иконописных работ точно определить реальную стоимость иконы могут только антиквары. Мы обладаем профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и точно знаем рыночную стоимость старинных икон.
Что можно определить по деревянной основе иконы?
Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Они предохраняет доску от коробления.
Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину липу, южный тополь, иву. Использовали также, дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы сосна, ель, лиственница, кедр.
Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева - древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки. Уже в XI-XII веках на Руси появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.
Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, освоили только с XVII века. При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века были найдены пилы похожие на современную ножовку. Эти пилы применялись только для поперечного опиливания досок.
Вообще, следы инструмента, оставленные при обработке доски, являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют свои, характерные следы. От топора остаются зарубки, от скобеля - лунообразные, а от рубанка - плоские борозды. При последующем обновлении икон тыльную их сторону могли неоднократно выравнивать и перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI-XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после обтесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.
Как определить, чем написана икона - маслом или темперой?
Написанная маслом икона больше напоминает живописную картину. Она тщательно прописывалась - мазки, подмалевки, тени, полутени. Как правило, большая часть подокладных икон конца XIX - начала ХХ века написана маслом. Иконы, написанные темперой более схематичны, условны. Они более традиционны. Вся древнерусская живопись - это темперные краски. Как определить, на чем написана икона - на сусальном золоте или на потали? Специалист разберется быстро. Олифа, со временем темнеет, желтеет и т. д. Поталь имеет серебристый цвет. Сусальное золото - глубокий желтый. При потемневшей олифе и поталь, и сусальное золото приобретают примерно одинаковый цвет - темно желтый. Легко можно разобраться при проведении реставрационных работ - один мазок растворителем и все понятно. А без использования растворителя понять труднее.
Понятно, что икона с Серафимом Саровским не могла появиться ни в XVIII, ни в XIX веке, так как его канонизировали в начале XX. Очень часто возраст иконы можно определить по манере письма. Но это задача искусствоведов. Серебряные оклады часто имеют пробу и клеймо мастера, по которым можно определить, когда оклад был изготовлен. Однако нередки случаи, когда на чтимые иконы XVII - XVIII века делали оклад в XIX-XX веках.
Большую роль играет даже не возраст иконы, а манера ее написания, сохранность, сюжет и т. д. Икона XX века, порой, стоит в десятки раз больше, чем икона XVII века,а помощь специалиста в определении объекта инвестиций должна быть решающей.
Определить сложно. Мы рассматриваем вариант - икона под окладом, необходимо понять, какая икона - подокладная или полнопрописанная. Обычно эксперты обращают внимание на соотношение - уровень живописи и уровень исполнения оклада. Однако это не всегда бывает действенным. Каждый эксперт может рассказать большое количество случаев - «думали подокладница - оказалось полнопрописанная» и наоборот.
Как самостоятельно оценить стоимость иконы? На этот вопрос есть только один ответ - реальную стоимость иконы можно узнать только у профессионалов. Выставить на форуме, спросить у знакомых, уточнить у работников музея - не лучший вариант. В большом количестве противоречивой информации можно запутаться и в лучшем случае вы получите оценку исторической ценности, но не рыночную оценку иконы. Оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.
Оценка стоимости старинной иконы предполагает, что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом-антикваром будет наиболее реальной. Точная оценка старинных икон возможна только при её детальном рассмотрении в нашем салоне.
Серьезное развитие антикварного бизнеса требует и серьезного подхода в деле оценки старинных изделий. Особенно этот вопрос касается икон – одних из самых почитаемых святынь и популярных объектов для коллекционирования в Москве и за ее пределами. Разнообразие иконописных школ, множество техник, различный уровень иконописцев и прочие факторы породили необходимость проведения экспертизы икон.
Любая старинная вещь имеет свою историю и цену. Уж слишком велик искус отдельных дельцов: создать подделку и выдать ее за раритет. Особенно часто так поступают со святыми ликами. Попытки отреставрировать старую, но поврежденную икону, обновить лаковый слой или заменить оклад практически уничтожают изначальную ценность объекта и вынуждают как продавцов, так и потенциальных покупателей искать место, где можно произвести экспертизу икон.
Сразу оговоримся, что найти в Москве специалистов, способных качественно выполнить экспертизу икон, не так уж просто. В основном, это работники музеев или научно-исследовательских институтов, обладающих должными знаниями и опытом. Самостоятельно отыскать, где можно произвести экспертизу икон в Москве, довольно сложно. Поэтому советуем обратить внимание на солидные предприятия, работающие в сфере антиквариата долгое время. Настоящие специалисты не дают объявлений в газеты. Их имена передаются из уст в уста, а сотрудничать с опытными специалистами, осуществляющими экспертизу икон, стремятся все уважающие себя крупные антикварные салоны.
Наш антикварный салон занимает одно из ведущих мест на отечественном рынке антиквариата и поможет вам решить проблему, где можно произвести экспертизу икон. У нас вы всегда можете заказать экспертизу икон и других предметов старины на приемлемых для вас условиях. Достаточно посетить наш антикварный магазин в Москве или изложить свою проблему посредством онлайн формы. Наши эксперты могут оценить раритет и по фотографии, но такой подход оправдан лишь для сравнительно «новых» вещей, увидевших свет в предыдущие три столетия. Более древние экспонаты потребуют детального изучения, а значит, личного присутствия.
Благодаря устойчивой репутации и честному подходу к ведению дел, мы сумели заручиться поддержкой именитых профессионалов, для которых экспертиза икон стала делом всей жизни. Итог работы может быть оформлен в форме устной консультации, с выдачей экспертного заключения, основанного на визуальном исследовании либо с выдачей документа, резюмирующего итоги проведения технико-технологических исследований.
Наши коллеги в Москве – лучшие искусствоведы, научные работники, реставраторы, посвятившие изучению древностей множество лет. А свои знания они получили не столько их научных пособий, сколько из ежедневного общения с антиквариатом и другими ценными предметами, таящими в себе наследие великих мастеров прошлого и дыхание самой Истории.
Для того, чтобы установить подлинность образа, год создания и другие параметры, специалисты применяют множество методик. Экспертизу икон проводят с помощью увеличивающей техники, в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, некоторые параметры определяются с помощью рентгеноскопа, а установление подлинности красок и левкаса не обойдется без химических реактивов.
Очень часто наряду с вопросом «где можно произвести экспертизу икон» люди задают вопрос «зачем это нужно?». Ответ прост: экспертиза икон необходима в том случае, когда цена вопроса составляет солидную сумму, а других способов установить подлинность экземпляра не существует.
Самым актуальным вопрос экспертизы икон является для старинных ликов, написанных ранее 17-го столетия. В более позднее время появилась своя система идентификации работы мастером, клеймения драгоценных окладов и других моментов, которые значительно упрощают процесс оценки и экспертизы икон. Со средневековыми иконами необходимо тщательно поработать, прежде чем вынести вердикт об их подлинности и установить цену. И дело здесь не только в величине последней. Сам факт наличия экспертного заключения говорит об уважении к традициям антикварного рынка и навсегда вписывает средневековую святыню в научный контекст, позволяя пополнить копилку наших знаний об искусстве предков.
Прежде чем заказать экспертизу иконы, стоит разобраться, какие же виды исследований бывают и для чего они нужны. Находясь в поиске, где можно произвести экспертизу икон, вы обязательно столкнетесь с термином искусствоведческая экспертиза. Такая оценка необходима для тех объектов, которые планируется куда-либо перевозить, страховать либо нужно подтвердить авторские права. Естественен такой подход и при оценке антиквариата и предметов искусства, которые предполагается купить либо продать.
Историко-искусствоведческая экспертиза поможет выявить истинный возраст предмета, установить его историческую ценность. А такой вид экспертизы икон как атрибуция дает возможность детально изучить святыню, выявить индивидуальные особенности и позволит классифицировать объект с тем, чтобы понять, какое место раритет может занять в коллекции.
Отправляясь на поиски места в Москве, где можно произвести экспертизу иконы, всегда помните – это прерогатива компетентного персонала, уважаемых искусствоведов, поэтому отдавайте предпочтение надежным партнерам, проверенным временем.
Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:
Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.
Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара » в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.
Антикварный магазин на Арбате с большим интересом относится к Вашему желанию продать старинную икону 17, 18, 19 и начала 20-го века. Оклады старинных икон пользуются не меньшим спросом..Оценочная стоимость оклада иконы 18 -19 века, инкрустированного драгоценными камнями, порою, превосходит стоимость самой иконы.
Среди клиентов антикварного магазина есть весьма серьезные собиратели иконописи. Антикварный магазин регулярно получает заказы на приобретение старинных икон на дереве 18 -19 века от владельцев частных коллекций и выставок. Соответственно, мы готовы назначить превосходящую цену покупки старых, хорошо сохранившихся икон на рынке скупки антиквариата. Наш эксперт по иконописи способен увидеть в иконе шедевр античной древности и назначить цену как за произведение искусства, а не "за пару тысяч рублей" как в многочисленных скупках у метро или перекупщиков на досках объявлений. Очевидно, у Вас все шансы продать здесь икону сравнительно дорого.
Антикварный магазин высоко ценит желание помогать людям и готов щедро отблагодарить за Вашу рекомендацию. Детали и условия акции уточняйте у менеджера магазина.
Вам достаточно отправить на электронный адрес магазина фотографю старинной иконы.
Вопрос: интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером?
Ответ: данные произведения прикладного творчества антикварной ценности не представляют. Интереса со стороны Антикварного магазина, соответственно, тоже.
Вопрос: интересны ли вам современные иконы из металла, продаваемые в церковных лавках?
Ответ: нет. Данные произведения, на наш взгляд, не имеют и никогда не будут иметь никакой антикварной ценности.
Вопрос: покупаете ли вы копии старинных икон и новодельные иконы?
Ответ: основная деятельность Антикварного магазина это:: бесплатная оценка старинных произведений искусства, скупка антиквариата, помощь в продаже антикварных коллекций, консультации. В первую очередь, мы дорожим своей репутацией. Копии старинных икон не интересуют наших клиентов, а, соответственно, и нас.
Вопрос: на сколько можно быть уверенным, что контактная информация (e-mail адрес, номер телефона) не станет доступна третьим лицам, и мне не будут названивать посторонние?
Ответ: антикварный магазин ни при каких обстоятельствах не передает контактные данные наших клиентов и гостей "на сторону". Более того, по прошествии 3х дней вся информация, включая переписку и личные контактные данные гостей удаляются.
Оплата производится наличными, или, в целях безопасности, переводом на счёт платежной карты клиента.