Иисус шел по воде где написано. Ученые разгадали секрет иисуса христа

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился Владыка Павел

В девятую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Святая Церковь еще раз напоминает, что Господь, являясь Творцом Вселенной, побеждает не только боли и страдания человеческие, не только замыслы враждебные злых духов против человека, не только приумножает малое и дает изобилие. Он побеждает смерть своим славным Воскресением и являясь Царем Неба и земли, Он побеждает стихии во Вселенной, устанавливая порядок.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Хождение по водам: Евангелие

"Хождение по водам". Иван Айвазовский

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф., 59 зач., 14, 22-34

Хождение по водам: проповедь

"Хождение по водам". Александр Иванов

"Давайте проанализируем нынешнее Евангельское чтение. Итак, Господь, чтобы явить новое чудо, просит учеников Своих без Него войти в лодку и отправиться на другой берег, отпускает народ и восходит на гору помолится наедине. Все действия Спасителя в каждом отрывке Евангелия даны нам в назидание и помогают нам обрести свой путь ко спасению. В уединении человеку легче увидеть Бога, то есть отбросив все мирское и суетливое, погрузиться в молитву и беседу с Господом. Отпуская народ, Спаситель как бы освобождается от всего, что связано с миром земным, чтобы вознестись в молитве горнее к Своему Творцу", - пояснил митрополит Павел.

Он отметил, что обычно в миру люди, ощущая полное одиночество, впадают в уныние, отчаяние, и это ощущение ненужности приводит иногда к очень плачевным последствиям. Стараясь забыть и забыться, человек находит "утешение" в алкоголе, наркотиках - и зачастую это заканчивается суицидом, а это страшный грех.

"Все это происходит в том случае, когда человек не находит Бога. Но для молитвенника молитва и одиночество - это открытие нового, лучшего мира, где сияет свет Христов. И если вспомнить предыдущее Евангельское чтение, то перед умножением хлебов Господь творил молитву , и сейчас перед чудом хождения по волнам Господь также обращается в молитве к Творцу.

Тем самым Господь показывает нам, что всякое доброе дело должно начинаться с молитвы к Богу.

Но молитва приносит пользу тогда, когда мы хотим сотворить доброе дело и просим у Господа помощи. Невозможно творить зло - и призывать помощь Божью. Мы также должны помнить, что все что происходит в нашей жизни - происходит по воле Божьей или же Божьему попущению для нашего вразумления", - подчеркнул Владыка Павел.

"Но Господь, предвидя это, хотел, чтобы ученики почувствовали это бессилие, когда Его рядом нет, чтобы тем самым поспособствовать укреплению в них вере. Это было своего рода испытание на веру. Но не может погибнуть имеющий крепкую веру в Господа! Спаситель еще раз наглядно нам показывает, что не надо впадать в отчаяние, даже в самой безвыходной ситуации. Господь знает и видит все человеческие немощи, страдания и ситуации, в которых оказывается человек. Христос не всегда спешит нам помочь, укрепляя нас в вере, но Он все видит", - заверил настоятель лавры.

Вот так и мы думаем, что Господь оставил, а Он в тяжелые минуты еще ближе, только мы не видим Его.

Когда Господь приближается к нам, мы не только не узнаем Его, но и боимся Его приближения, и настолько поселяется в человеке страх, что он начинает бояться всего. А это признак того, что диавол уже заселяется в наше сердце и начинает руководить нами через наши слабости, маловерие, сомнение…"

И вот, когда ученики уже отчаялись в спасении, они увидели Христа, идущего по волнам, как по земле. Вначале был страх, поскольку увиденное не поддавалось человеческой логике и объяснению. Они видели чудеса Господни и должны были догадываться о силе Господней, но будучи еще духовно незрелыми проявили маловерие, и что только не приходило в голову им в тот час. Но Господь всегда испытывает тех, кого любит. Ибо сказано "…Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6). И если вспомнить земную жизнь Самого Христа, то претерпевая величайшие страдания, муки, поношения, неправедное судилище, распятие на кресте - Он побеждает смерть и Воскресает.

В книге "Милый друг" Ги де Мопассана описывается картины Карла Марковича "Иисус, шествующий по водам", прообразом которой послужила картина "Христос перед Пилатом" (1881) художника Михая Мункачи.

Все мученики также терпели страдания за веру Христову, а муки были страшные. Но они оставались до конца верными Христу и получали помощь от Господа, потому что Спаситель никому не дает понести страданий более, чем человек может выдержать, подчеркнул митрополит Павел.

И пребывающие в страхе апостолы вдруг услышали знакомый голос и узнали Христа, Который обратился к ним: "Ободритесь, это Я, не бойтесь!" Он знал об их страхе, отчаянии и спешил прийти к ним на помощь. Эти слова часто слышат праведники, которые страдают за Христа.

Петр идет по воде: проповедь

"И вот мы видим великую радость Петра, который в ликовании хочет также по воде подойти к Иисусу. Но к радости добавляется доля сомнения. И хоть Петр просит у Господа повеления прийти к Нему, на что Господь отвечает: "Иди" - вот та малая доля сомнения и маловерия породила страх, и Петр начинает утопать. То есть пока он шел с верою, оставил и забыл все мирское и земное, его душа несколько отделилась от тела и была с Господом, он шел уверенно таким опасным путем, он шел навстречу Христу по бушующему морю. Надо сказать, что стойкость и крепость в вере достигается, конечно же, не сразу, а путем осознания, понимания Бога и принятия Его, как своего Спасителя", - пояснил Владыка Павел.

И Петр, понимая, что он тонет, обращается ко Господу: "Господи! Спаси меня". И Христос, протягивая руку, говорит: "Маловерный! Зачем ты усомнился?"

"Но ведь Господь мог остановить ветер одним словом, а Он протягивает руку Петру. Почему? Христос хочет укрепить веру в Петре. А ведь каждый из нас может вспомнить случай из своей жизни, когда такая же невидимая рука помогала в самой безнадежной ситуации. Но не каждый может осознать, что это была рука Господа! А когда мы осознаем присутствие во все дни жизни нашей Господа, то мы, пребывая на земле, умом, сердцем, помышлением будем пребывать в мире, где царствует Спаситель. И мы должны помнить, что никто и ничто не может победить Христа и не победит вовек. Только Господь побеждает все зло и открывает нам дорогу в Царствие Небесное, где нет печалей, нет болезней, нет воздыханий, а есть жизнь бесконечная", - подчеркнул митрополит Павел.

По какому морю ходил Иисус

Кинерет - озеро, где Иисус ходил по воде

В заключение отметим, что многие миряне интересуются вопросом: "По какому морю ходил Иисус?" или хотят узнать, что это за "озеро, где Иисус ходил по воде".

Для начала уточним, что речь идет именно об озере, а не о море. И называется оно Кинерет. В Новом Завете оно упоминается как Галилейское, Тивериадское или Генисаретское море. Однако из-за его размеров - 30 на 8 километров - ученые относят этот водоем именно к озерам. С одной стороны в него втекает река Иордан, а с другой вытекает.

Именно здесь рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр. И по нему же ходил аки посуху Иисус. На берегу этого же озера Он явился апостолам после воскресения.

Ранее "Вести" писали о том, почему свинья грязное животное в религии . Об этом говорилось в проповеди Владыки Павла на 21-ю неделю по Пятидесятнице.

Мы также сообщали о том, какой рыбой накормил Иисус 5000 человек . Об этом говорилось в проповеди Владыки Павла на 8-ю неделю по Пятидесятнице.

Есть вопросы, которые бессмысленно задавать художественному произведению: например – почему Гэндальф заставил Фродо проделать не самую приятную пешую прогулку, вместо того чтобы отвезти его на орле и высадить у самой горы, или зачем Пруст вообще написал всё то, что он написал. Эти вопросы говорят о скудости ума и бедности воображения. Это всё равно, что спрашивать у камня – зачем он здесь лежит. Лежит и лежит, не будем его трогать.

Самим своим лежачим присутствием он создает ощущение, будто является неотъемлемой частью пейзажа, но если покрасить его, скажем, ярко-жёлтым или фуксией, то он будет бросаться в глаза. И опять начнётся – кто? как? почему? и зачем? Искусственное вмешательство приведёт ровно к тем вопросам, которые нелепы в мире искусства.

Но они же создают тот ажиотаж, который при правильной подаче помогает превратить произведение в прибыльный проект, и этой особенностью давно научились пользоваться. В самых удачных случаях довольны остаются все – творец, продюсер (иногда одно и то же лицо) и публика.

Ivan_Albright

В 1945 году голливудский режиссер Альберт Льюин объявил конкурс картин для своего нового фильма «Личная жизнь Милого друга», экранизации романа Мопассана. В романе фигурирует «картина венгерского художника Карла Марковича, изображавшая Христа, шествующего по водам», и наделавшая много шума.

Paul_Delvaux

Льюин, который закончил Гарвард и пришел в Голливуд из Университета Миссури, где преподавал английскую литературу, похоже, видел свою миссию в популяризации великой литературы 19 века. Предыдущий его фильм «Портрет Дориана Грея» естественным образом вращался вокруг картины – и тогда он опробовал прием, к которому вернулся во время съемок «Милого друга». Он заказал портрет Дориана Грея Айвэну Олбрайту, и в кульминационный момент фильма, в остальном целиком черно-белого, дал единственный цветной кадр, на котором крупным планом была показана эта картина.

Eugene_Berman

Точно так же и теперь, столкнувшись с необходимостью задействовать в реквизите некое условное произведение искусства, он решил повторить свою находку, сделав ее чем-то вроде собственного товарного знака. Впрочем, на сей раз, судя по всему, к этому примешивались и другие соображения. Возможно, понимая, что фильм получается довольно скучным (это добротная экранизация, но не более того), режиссер, долгое время прослуживший продюсером под началом такого прототипического продюсера, как Ирвинг Толберг, был не прочь привлечь к фильму дополнительное внимание публики с помощью небольшой рекламной кампании и особого рода ажиотажа, который всегда поднимают авангардистские картины на религиозные темы. С другой стороны, он искренне любил современное искусство и, скорее всего, рассчитывал одновременно оказать материальную помощь художникам, которых особо ценил и почитал.

Leonora_Carrington

Как бы то ни было, идея была реализована с размахом. Однако прежде всего потребовалось внести изменения в сюжет картины, так как старая добрая американская цензура – o tempora! o mores! – не разрешала «физическое» изображение Христа на экране. Льюину этот запрет был даже на руку, потому что он знал, что сюжет хождения по водам – не самый привлекательный для художников. Поэтому он выбрал «Искушение святого Антония».

Льюин сам отбирал конкурсантов. Приглашения были разосланы двенадцати художникам. Некоторые из них были европейскими мастерами первой величины, эмигрировавшими в США из-за нацистских преследований. Это были Айвен Олбрайт, Юджин Берман, Леонор Финни, Поль Дельво, Хорас Пиппин, Стэнли Спенсер, Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Луи Гильельми, Сальвадор Дали, Доротея Тэннинг и Абрахам Раттнер.

Abraham_Rattner

В конечном итоге картины представили одиннадцать художников – все, кроме Леонор Финни, которая не успела к назначенному сроку. Каждому участнику полагалось 500 долларов за картину, а победитель должен был получить 2500. Победителя определяло независимое жюри из трех экспертов, которые присудили главный приз Максу Эрнсту. На вырученные деньги художник купил участок земли в Седоне, Аризона, неподалеку от резервации хопи.

Salvador_Dali

Для раскрутки фильма заранее оговаривалось, что для картин будет организовано турне по Америке и Европе. Скандал, так необходимый для подогрева интереса к современному искусству, с самого начала обеспечил мэр Бостона, который запретил выставлять картины в своем городе, сочтя их «оскорбительными в религиозном и моральном отношении». Организаторы подали в суд, последовали взаимные иски, но в итоге дело угасло само по себе.

Horace_Pippin

Это удивительная история, в которой остались довольны все. Альберт Льюин привлек внимание к своему фильму, помог нескольким художникам (многие из которых находились в непростом финансовом положении) и в очередной раз выступил в роли просветителя, познакомив американскую публику с современным искусством.

Художники получили немалые по тем временам деньги. Макс Эрнст победил в конкурсе; впрочем, победу разделила и его жена Доротея Тэннинг. Сальвадор Дали, хотя формально и проиграл, создал одну из своих самых популярных картин. Мэр Бостона и кинокритики воспользовались возможностью заявить о своей высокоморальной и художественно правильной позиции.

Stanley_Spencer

Все картины разошлись по музеям и частным собраниям; одна – Луи Гильельми – потерялась («местонахождение неизвестно»). Один-единственный раз в 1981 году девять «Искушений» снова оказались в одном зале – на кёльнской выставке «Westkunst».

Dorothea_Tanning

Между тем, сам этот сюжет – подарок для семиотика. Здесь выстраиваются несколько рядов оппозиций, задействовано несколько уровней отражения, обыгрываются переходы между несколькими медиумами. Картина «Искушение святого Антония» как реальный объект была написана для фильма – экранизации литературного произведения. Естественно, в фильме картина уже не картина, а очередное отражение самой себя. Совмещение художественно-изобразительного, кинематографического и литературного отражений вымышленной действительности создают настоящую матрешку реальностей, в которой планы накладываются друг на друга таким образом, что в конечном итоге последовательность отражений перестает иметь какое-либо значение, превращаясь в матрешку-лабиринт. Святой искушается в многократно мультиплицированном масштабе: в романе (не Мопассана, естественно, а Флобера, но, конечно, именно на Флобера ориентировались в трактовке сюжете почти все художники), в фильме, в одиннадцати картинах, и от этого его подвиг играет новыми красками.

Max_Ernst

P.S. И изящный довесок: когда этот текст уже был написан, в новостных лентах прошло сообщение о том, что искусствовед Гергей Барки, просматривая со своей дочкой «Стюарта Литтла», обнаружил в одной из сцен висящую за спинами героев картину Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой», считавшуюся потерянной с конца 1920-х годов. Да пребудет с нами дух Рождества.

Почти треть главы Мф 14 занимает потрясающая история завершения земной жизни Иоанна Крестителя. Когда его ученики рассказывают об этом Иисусу, он уединяется в пустыне, очевидно, чтобы скорбеть и молиться. Но люди из нескольких городов тотчас устремились за Ним. И что же? Разгневался и прогнал? — Да нет, сжалился и исцелил больных. Вот до какой степени самоотверженным было каждый день служение совершенного Бога и совершенного Человека.

А под вечер Апостолы увидели, что множество людей оказалось в пустынном месте без всяких средств пропитания. Естественная человеческая забота — предложить им удалиться, чтобы не пропасть, а заняться самоснабжением. Но не такова забота Божественная. Христос говорит: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Заметим: не «Я дам», а «вы дайте».Чтоб не сидели сложив ручки, а дерзали во всей полноте упования.

Во всяком случае ученики честно выложили все, что у них было: пять хлебов и две рыбы. А Христос, пока они несли к Нему эту нехитрую снедь, уже велел народу возлечь, готовясь к трапезе. Взяв хлебы и рыб, он посмотрел на небо (помолился Отцу) и благословил пищу. И когда Он разломал хлеб и дал Апостолам, эти несколько кусочков никак не кончались, а когда все были уже сыты, осталось кусков на 12 немаленьких корзин. Между тем из собравшихся было около пяти тысяч только взрослых мужчин, а были же еще женщины и дети.

Был ли эпизод умножения хлебов социальным служением? — А вот не был; это было наглядное объяснение того, что возжаждавшие хлеба духовного получат и хлеб телесный. Если подумать, то накормить голодных — это и не служение вовсе, а элементарное движение души. Правда, сейчас в такой степени распространено уважение к себе и своим драгоценным усилиям, что и слова «здравствуйте» и «до свиданья» скоро будут рассматриваться как служение, а если кто пропустит женщину в дверях — так это уже подвиг самоотверженности.

И заодно в чуде умножения хлебов проглядывает призыв к Апостолам — действовать во имя Божие, действовать, а не надеяться на то, что Он все сделает. Этот призыв будет закреплен в следующем эпизоде.

Резонно предположив, что люди, хотя и теперь и сытые, будут потом требовать хлеба еще и еще, Христос быстро («тотчас») увлек учеников в лодку и велел переправляться на другую сторону, а Сам, отпустив народ, взошел на гору для уединенной молитвы и оставался там допоздна. А на озере («море») был ветер, и лодку било волнами. Совсем поздно («в четвертую стражу», а это время между четырьмя и шестью часами утра, самое тяжкое для тех, кто бодрствует; в совеременной жизни называется «собачья вахта», и больше всего в это время самоубийств и смертей от болезней сердца) к лодке по воде подошел Иисус. Апостолы не испытали радости, а только ужас, решив, что видят призрак, и закричали от страха. А Христос сказал им: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И ведь сколько раз Он призывал их к бодрости и мужеству!

И вот Петр, этот замечательный человек, исполненный жизни и стремления к истине, ответил: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Столько содержания в этих словах! — здесь и вера, жаждущая укрепления, и стремление испытать себя и степень своего достоинства… Ответ лаконичен: «иди». Петр в порыве веры, любви и упования без промедления выпрыгнул из лодки… и пошел, пошел по воде! Да вот беда — посмотрел на страшные волны, испугался, утратил уверенность в себе и стал погружаться. Но целиком веры не утратил и закричал: «Господи! спаси меня». И протянутая рука Христа поддержала его. И сказал ему Господь: «Маловерный! зачем ты усомнился?».

Допустимость сомнения дискутируется постоянно, и всегда найдутся два крайних полюса: люди, которые всерьез считают сомнение единственным признаком и содержанием самостоятельного мышления, и те, кто с металлом во взоре и голосе утверждает, что сомнениям места быть не может — по известной модели «доктор сказал, в морг, значит, в морг».

Но нужно же различать: или тебе пытаются всучить какое-то шарлатанское средство от всех болезней, в том числе и социальных (наболее распространенное в последнем случае таково: «Очень просто. Нужно уничтожить всех, кто не согласен»), или же Сам Господь властно вовлек тебя в чудо и наступила иная жизнь. В первом случае к гибели ведет отказ от сомнения, во втором — допущение сомнения. Как различить? — слушать голос Божий, других рецептов в этой жизни нет.

И вот что интересно: когда Христос и поддержанный им Петр вошли в лодку, ветер утих. Когда Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, сказал «Претерпевший же до конца спасется», Он, возможно, имел в виду не только гонения, о которых там шла речь. но и вообще такое неприятное свойство падшего мира. из-за которого всякая беда кажется совершенно невыносимой имено как раз перед тем, как она заканчивается. Недаром говорится, что тьма сгущается перед рассветом. Знать это не только полезно, но и необходимо для того, чтобы изгонять отчаяние надеждой.

Лодка причалила к берегу; это была земля Геннисаретская. Как водится, к Спасителю принесли и привели множество больных, которых Он исцелил. Но не замедлили и книжники и фарисеи с ужжжасными обвинениями в нарушении «предания старцев». Это тоже для них типично: когда выясняется, что опереться на авторитет Писания вряд ли возможно, потому что оно их не поддерживает, прибегаем к авторитету старцев, и здесь должны смолкнуть любые контраргументы. В данном случае обвинение сводилось к тому, что ученики Христовы едят хлеб, не моя предварительно рук. Ответ Христа был меток и разителен: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устраняете заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

А нам здесь остается только внять этим словам и принять их. Тем более что Христос обратился к специально созванным им людям: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». К сожалению, Апостолы, по разумению человеческому, пожалели о том, что от этих слов соблазнились фарисеи. Вообще-то по-настоящему словесный соблазн возникает, когда склоняют ко злу, но ежели кто соблазняется от слов истины, это уже тревожно. Не зря Господь на это сказал: «Всякое растение, которое не отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Вот по какому поводу прозвучали эти слова, получившие с той поры самую широкую известность! А когда доскональный Петр попросил их истолковать, Иисус сказал: «неужели и вы еще не разумеете? еще не понимаете. что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека». С той поры прошло без малого две тысячи лет, — а утихли ли разговоры о допустимой/недопустимой пище? о добродетельных и недобродетельных способах ее поедания? увы нам.

Но вот еще на что нужно обратить внимание: Христос в определенной степени проявляет нетерпение: «неужели еще не разумеете?». По другим поводам он тоже упрекал учеников в том, что все еще окаменелые у них сердца… Достаточно ли ясно мы представляем себе. что готовность и решимость — это добродетель? Что Дева Мария, принявшая Благовещение, проявила именно готовность и решимость? Что вера являет себя именно так? «Вот я», — говорит Авраам услышавший призыв Бога, и именно с этого начинается история человеческого спасения: с решительного шага человека, исполненного готовности.

А затем обратилась к Нему язычница-хананеянка, кричавшая, что просит милости, что дочь ее жестоко беснуется. А Христос молчал. Ученики же попросили, чтобы он ее отпустил, потому что она же кричит, что привлекает совершенно ненужное внимание. Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Действительно, для мессианского служения было, что называется, необходимо и достаточно возвестить Евангелие Израилю. Но хананеянка только приблизилась с поклонами — и все просила помочь, движимая своим материнским горем. Развязка этого эпизода никого не может оставить равнодушным, потому что таких слов от Христа мы никак не можем ожидать: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Сказано предельно жестко, а судить о том, было ли это нарочитым испытанием, на мой взгляд, не совсем уместно: слишком велик риск произвольных толкований. Но ответ этой женщины захватывает именно порывом, именно решимостью идти до конца: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Тот, Кто желает всем спастись и видит сердца, ответил: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Бесноватая тотчас исцелилась. А мы можем снова подумать о том, насколько же важно дерзание веры.

И у Галилейского озера (моря) Христос исцелил множество народа. И люди прославляли Бога. Здесь также произошло чудо умножения хлебов, предваряемое словами Христа: «Жаль мне народа, потому что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Поэтому когда утверждается, что делать все следует так, как учил Христос, полезно было бы и кормить народ после службы, «чтобы не ослабели в дороге». И не нужно говорить, что-де мол построим храмы в шаговой доступности, и все будет в порядке. Потому что если считать, что люди должны молиться в том храме, который к ним ближе всего, то как бы не опустела Лавра.

А Апостолы снова недоумевают, откуда взять пищу. И возможно, что они правы: между дерзанием и привыканием к чуду — ощутимая разница. И между бережным отношением к чуду и неверием в него — тоже, и об этом будет сказано в следующей главе.

Да, дерзание веры и решимость — очень важные вещи, и не следует о них забывать. Но вот только как бы за них не приняли игру мускулов и напор — такой, о котором полезно печально подумать: ведь нету же заповеди о блаженстве тех, кто первым войдет в Царствие Небесное, заодно распихав других… Христианское дерзновение — вещь совершенно особая, оно не связано с такими нынче приветствуемыми качествами, как амбициозность (когда-то это был укор, сейчас превозносится), напористость и т. п. Один умный человек подметил, что самые пламенные публицистические защитники Православия — это в основном те, кто сам ничего для христианского просвещения не делает. А вот отстаивание правды Христовой, пусть негромким голосом и слабыми силами — это и есть дерзновение о Господе. А если эта правда неочевидна для многих, которые ведь могут и побить, то это и есть верность Христу.

Потому что мир устроен так: подчас тихие слова доходят до миллионов и поселяются в их душах, а громкие просто-напросто застревают в ушах.

…А вообще-то полезно вспоминать историю апостольской проповеди. Это и было дерзновение слабых. Они все погибли. И победили.

С егодня мы на море Галилейском. Так много новозаветных историй произошло в городах вокруг этого огромного озера.

Я размышляю о 22 стихе 14 главы Евангелия от Матфея, где Иешуа ходит по воде.

Библия говорит:

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

«тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону… пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на большом расстоянии от берега, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились…

‘Это призрак,’ — вскричали они от страха. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ‘Ободритесь; это Я, не бойтесь.’ Петр сказал Ему в ответ: ‘Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.’ ‘Иди,’ — сказал Иешуа. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: ‘Господи! спаси меня.’ Иисус тотчас простер руку, поддержал его.»

Знаете, много людей концентрируются на том, что Пётр упал в воду. Я на этом не фокусируюсь, я фокусируюсь на этом простом рвении Петра, на том, что он был готов идти по воде. И знаете, то, что сделал Пётр, вы никогда не делали, и я никогда не делал, — он ходил по воде.

Когда я был новообращённым, я слышал, как один радио-проповедник говорил о вызове для людей, о том, чтобы просто взять масло и молиться за людей. Он рассказывал о парне, который принял этот вызов — пошёл в больницу, начал молиться за людей. Они начали исцеляться. Потом он увидел мёртвое тело. Он помазал его маслом и вернул к жизни. И из-за этого его арестовали. Его взяли, посадили в тюрьму… Но они никогда не забирали у него масло! И он начал благовествовать в тюрьме. Люди начали спасаться.

И когда я слышал эту историю, она меня так вдохновила… Я взял масло и пошёл в местную больницу. И я только начал жизнь верующего, мне было 19 лет… Я начал ходить из палаты в палату, молиться за людей, и через некоторое время они выгнали меня, но не ранее, чем кое-кто помолился молитвой покаяния и принял Господа.

И когда мои друзья услышали об этом, они посмеялись, мол: «О, это простодушное рвение молодого Рона.» Но знаете, что? Я никогда не думал об этом в таком свете. Я не могу сказать вам, что это Бог сказал мне делать это. Но мне нравится это простое рвение новообращённых верующих, которые читают истории в Библии и говорят: «Почему я не могу сделать это?»

Вы можете сделать это, я могу сделать это. Пётр ходил по этой воде.



Случайные статьи

Вверх